пятница, 9 января 2015 г.

Прогнозы на будущее


Облачный сервис для управления образованием TalentLMS подготовил инфографику о том, чего ждать в мире образовательных технологий в грядущем году. Ничего революционного плакат не сообщает, но это неплохой повод ещё раз вспомнить о самых перспективных направлениях развития edtech и электронного обучения. Почти о каждом из «грядущих трендов» у Edutainme найдётся разъясняющая статья или интервью.

1. BIG DATA
О том, как анализ больших данных способен улучшить любую сферу нашей жизни написали уже почти все. При этом многие так и не поняли, что всё это значит. Таких можно смело направить читать нашу статью о Big Data в образовании. Вкратце: анализ больших массивов информации об учащихся поможет выработать очень сложные алгоритмы для персонализации обучения.
2. ГЕЙМИФИКАЦИЯ
Противники языковых заимствований придумали даже слово «игрофикация». Как ни назови, а означает этот принцип использование игровых моделей для построения образовательных траекторий. Проще говоря, соревнования, квесты и симуляторы, вместо лекций, контрольных и домашних заданий. На днях вышло большое интервью с голландским профессором, занимающимся разработкой игр для образования.
3. ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
Или адаптивное обучение. В двух словах этот принцип можно объяснить так: следующее задание выбирается на основе предыдущих ответов ученика, что позволяет каждому получать знания в своём темпе. Более подробно рассказывает в своём манифесте основатель Knewton, а также директор по развитию компании — в беседе с ней.
4. МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Количество мобильных устройств уже равно населению Земли, если не превышает его. Со смартфоном в руке слушать онлайн-курсы или решать тесты в конце года можно хоть в подземке. В этом году ЮНЕСКО даже опубликовала серьёзный доклад о мобильном чтении — одной из немногих перспектив для развития доступного образования в самых бедных странах.
5. ВЫГОДА
Одно из главных преимуществ электронного обучения — затраты на образование становятся меньше в разы, а результаты самоучки (благодаря развитию тех же MOOC) могут быть даже лучше, чем у выпускника престижного университета.
6. API
Application Programming Interface — это возможность интегрировать работу сразу нескольких сервисов и приложений в одном интерфейсе. Реализуется она уже сейчас в LMS — они превращаются из примитивных электронных дневников в облачные сервисы, где есть и онлайн-библиотека, и обучающие игры.
7. АВТОМАТИЗАЦИЯ
Тесты и контрольные проверяются сами собой с появлением специальных сервисов вроде Plickers, Kahoot или Quick key. Автоматизация также является частью адаптивного обучения, ведь задания ученику подбирает не учитель, а сверхумный алгоритм. См. мастер-класс о Kahoot в рамках международного конкурса "Gesehen!Gefilmt! Gelernt!"
8. ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Очки виртуальной реальности в этом году не обсуждал только ленивый. Так на образовательной конференции ISTE представили бюджетный аналог новомодной технологии, в австралийской организации OpenColleges придумали тридцать способов их использования в классе и за его пределами, а в университет Нью-Йорка закупили тридцать штук Google Glass.
9. КОРПОРАТИВНЫЕ MOOC
Онлайн-курсы всё чаще используют для обучения персонала. Стратегия такова: богатые корпорации вкладываются в технологии онлайн-образования, а через пару лет они становятся доступны и в школах с университетами.
10. ОБЛАЧНЫЕ LMS
Раньше учебники хранились в рюкзаках, теперь — в планшетах, а скоро — на облаке. Как и персональные данные учеников, и многое-многое другое.

Тенденции развития образования в 2014-2015 гг по материалам Интернет (по материалам блога Владимира Кухаренко)
Joint Research Centre европейской комиссии совместно с Institute for Prospective Technological Studies провели исследование "School's Over: Learning Spaces in Europe in 2020: An Imagining Exercise on the Future of Learning" (Европейское обучение 2020 http://www.smart-edu.com/learning-in-europe-2020.html).
В отчете рассматриваются тренды, которые разделены на несколько условных уровней – макро-, мезо- и микро. К макро-трендам авторы исследования относят такие факторы, как возникновение новых умений и компетенций, демографические изменения и глобализация.

Макро-тренды
Появление новых умений и компетенций. Выражается это в том, что происходит некое перераспределение трудовой активности, обусловленное глобальными изменениями; это касается и появления новых профессий и специальностей, и автоматизации, и изменений в составе трудовых ресурсов.
Демографические изменения. Большинство сегодняшних интеллектуальных работников выйдет на пенсию значительно позже, чем поколение их родителей. Продолжительность рабочего стажа сильно увеличится, потребуется учиться и осваивать новые навыки всю жизнь. Для Европы этот фактор особенно важен, потому что именно в европейских странах население стареет особенно быстро, что подразумевает все соответствующие риски. Оборотной стороной этой проблемы становится миграция. Для бизнеса эти проблемы приводят к растущей нехватке нужных умений. Корпоративное обучение и образование приобретают очень важную роль в разрешении этих сложностей.
Глобализация. Речь, идет о том, что международный характер торговли и бизнеса приводит к появлению потребностей в новых знаниях и умениях, а также к возникновению новых профессий. Трудовые ресурсы в таких условиях должны быть гибкими, способными отказываться от когда-то изученного, но теперь не актуального, и учиться новому.

Кроме этого, в работе (концептуальная основа электронного университета http://sco.lt/5aIy3N) выделяются такие тренды:
Интернет вещей. Сенсоры и процессоры распространяются повсеместно, превращая весь мир в одну программируемую систему.
Среда новых медиа. Кроме текста появляется новый язык коммуникаций, основанный на образах.
Структурированные организации. Социальные технологии дают возможность обращаться к коллективному опыту огромного количества людей. Рабочее место и рабочие отношения будут всё дальше уходить от традиционных корпоративных границ.

Все эти изменения связаны с развитием информационных технологий, история которых представлена в таблице ниже (Reviewing the trajectories of e-learning http://sco.lt/8rMQdd#education …)
Развитие ИТ в свою очередь влияет на определение грамотности населения (The 8 Key Elements Of Digital Literacy - Edudemic http://sco.lt/9FaXlx). Грамотность на данном этапе это не только умение читать, писать, использовать математику, но и применять компьютерную технику (цифровая или компьютерная грамотность). Одно из определений компьютерной грамотности – это способность эффективно и критически рассматривать и создавать информацию, используя различные цифровые технологии.
К базовым элементам компьютерной грамотности относятся:
- Культурный;
- Познавательный;
- Конструктивный;
- Коммуникативный;
- Конфиденциальный;
- Творческий;
- Критический;
- Гражданский.
В течение 2,5 лет участники «Форсайта компетенций 2030» проводили системный анализ технологических, экономических и социальных изменений по 19 ключевым отраслям экономики и проектировали отраслевые «карты будущего» (Чему учиться и от чего отказаться в ближайшие 20 лет? Ответы – в «Атласе новых профессий» http://sco.lt/6ZEcOv). Это позволило сформировать перечень перспективных профессий по отраслям, обозначить профессии, которые в ближайшие 15-20 лет утратят свою актуальность.
«Атлас новых профессий» включает 140 новых профессий в 19 отраслях: Медицина (16), биотехнологии (6), экология (6), наземный транспорт (9), водный транспорт (3), авиация (7), космос (5), ИТ-сектор (10), индустрия детских товаров и сервисов (4), добыча и переработка полезных ископаемых (3), новые материалы и нанотехнологии (5), строительство (6), робототехника и машиностроение (8), энергосети и управление энергопотреблением (9), энергогенерация и накопление энергии (7), образование (10), социальная сфера (7), менеджмент (14), финансовый сектор (5). 
Некоторые из профессий, например, энергоаудитор, проектировщик интермодальных транспортных узлов, менеджер по кросс-культурным коммуникациям, проектировщик инфраструктуры «умного дома» уже востребованы в развитых экономиках. 
В список исчезающих профессий попали 23 интеллектуальных и 15 рабочих. Среди них и очевидные «аутсайдеры» рынка труда, такие как стенографист, библиотекарь, лифтер, и востребованные сегодня профессии турагента, журналиста, аналитика. 
По мнению разработчиков «Атласа», первыми начнут исчезать профессии, которые можно автоматизировать, и профессии, суть которых - «посредничество» между рынком и потребителем товаров и услуг.
Общие навыки и компетенции, которые станут необходимым условием успешной работы специалиста, вне зависимости от отраслевой специализации это:
- системное мышление,
- клиенториентированность,
- межотраслевая коммуникация,
- знание нескольких языков и разных типов культур,
- навыки управления проектами и людьми – от локальных групп до сообществ,
- умение работать в режиме многозадачности и постоянно меняющихся условиях,
- навыки бережливого производства,
- навыки художественного творчества.
В этот список можно добавить (BERNIE TRILLING Toward learning societies and the global challenges for learning with ICT. AUSTRALIAN EDUCATIONAL COMPUTING Volume 22 Number 1 - June 2007) такие навыки:
- критическое мышление и деятельность;
- сотрудничество;
- карьера и учебная самореализация.
Рабочие навыки, которые потребуются в 2020 г. по предсказаниям Института будущего (концептуальная основа электронного университета http://sco.lt/5aIy3N), это:
- Неординарное мышление;
- Социальный интеллект;
- Инновационное и адаптивное мышление – умение думать вне заданных траекторий;
- Межкультурная компетентность – одинаково эффективно общаться со всеми бизнес-партнерами и клиентами, независимо от культурных различий;
- Вычислительное мышление;
- Умение фильтровать лишнюю информацию – быстро перерабатывать и резюмировать большой объём данных;
- Умение работать с современными медиа;
- Знания, не ограничивающиеся своей узкой специализацией;
- Умение работать удалённо.
Развитие общества требует пересмотреть организацию образования, роль преподавателя и студента. В современном мире университеты должны научиться решать принципиально новую задачу - воспитывать молодых людей, способных критически мыслить и готовых стоять у истоков перемен. Мы практически не знаем профессий, к которым готовим студентов.

Ряд учреждений разработали или приступили к разработке стратегического подхода к современному дистанционному обучению. Эти планы предназначены определения приоритетов и целей для онлайн и гибридной обучения и в некоторых случаях цели для развития онлайн-курса. Вместо доступности и гибкости ключевой задачей для онлайнового обучения становится повышение производительности. 
На современном этапе у преподавателя должны быть сформировании новые навыки (10 Modern Teaching Skills http://sco.lt/6iSwlt).
Первые 6 навыков преподавания не новы, но их значение существенно возросло для современного учителя.
1. Обязательность.
2. Базовая педагогическая подготовка.
3. Организация учебного процесса.
4. Толерантность.
5. Рассказчик.
6. Открытость к вопросам.
Следующие новые навыки преподавания дополняют традиционные и связаны с новыми технологиями.
7. Инновационные.
8. Технологический энтузиазм.
9. Социальные.
10. Любопытство и мастерство.

Влияние новых технологий на образование рассматривается под разными углами. Доклад (http://gettingsmart.com/2014/06/new-horizon-report-insists-teachers-use-tech New Horizon Report Insists Teachers Use Tech) рассматривает три раздела: новые тенденции, проблемы и важные события.

Новые тенденции
- Переосмысление роли учителей – учитель должен быть партнером в процессе обучения.
- Сдвиг к более глубокому обучению. Цель глубокого обучения для студентов ‑ учиться на практике и развивать чувство собственной эффективности, критически мыслить и эффективно общаться.
- Внимание открытым образовательным ресурсам (ООР).
- Более широкое использование смешанного (гибридного) обучения [99, 103].
- Использование интуитивных технологий.
- Переосмысление работы школы.
Значительные проблемы
- Интегрированный персональный подход к обучению [103].
- Комплексное мышление и общение.
- Безопасность студенческих данных.
- Конкуренция со стороны новых моделей образования.
- Современное формальное образование, формирующее базовые навыки.
- Обучение по запросу граждан - обучение, основанное на запросах и гражданской активности [103].
Важные события
- Bring Your Own Device (BYOD): практика привлечения собственных устройств сокращает расходы и отражает текущие образ жизни студентов, позволяя им изучать персонализированное содержание.
- Облачные вычисления.
- Игры и геймификация (будет активно развиваться в ближайшие 2 года) [100, 102 , 103]
- Учебная аналитика, сбор и анализ больших объемов данных о студенческой учебной деятельности [102, 103].
- Интернет вещей ‑ относится к сети связанных объектов, которые связывают физический мир с миром информации через Интернет.
- Переносные технологии (будет активно развиваться в ближайшие 4- 5 лет) (смарт-часы, Google Glass) [102].
Другой способ – это рассмотрение жизненного цикла различных инноваций (eLearning Trends That Will Fizzle, Sizzle, or Simmer in 2014 http://sco.lt/87MtbF). Так, для различных технологий в настоящее время можно наблюдать

Рождение
- Tin Can API: (XAPI) Новый стандарт введен в 2012 году [101]
- Геймификация и обучающие игры [100, 101, 102, 103].
- Повествование (рассказы) в обучении.
- Гибкая разработка учебных материалов.
- Видеоряд и графика ‑ использование визуальных эффектов.
Развитие
- Поддержка мобильности вместо "мобильного обучения»: только 1,39% респондентов фактически использует контент дистанционных курсов через мобильное устройство (100)
- Видео: качество "домашнего" видео стало вполне приемлемыми, благодаря YouTube.
Отмирание
- Инструменты Twitter для «социального обучения»;
- Социальные инструменты для личного обучения в корпорациях;
- mLearning для полноформатных дистанционных курсов;
- Виртуальные миры (развиваются с 2008 г., выдохлись в 2012 г.)
В некоторых случаях тенденции развития электронного обучения ранжируют (10 predicted e-Learning trends for 2014/15 http://sco.lt/9Lllcf)
1. Смешанное обучение [99, 103]
2. Персональный подход к обучению [99]
3. Открытые жетоны как результат освоения курса [99, 103]
4. Мобильный доступ [100]
5. Геймификация [99, 100, 101, 102, 103]
6. Личная ответственность за обучение.
7. Сетевое социальное обучение [99, 103]
8. Сценарий базового обучения.
9. MOOCs, VOOCs. Массовые открытые онлайн курсы [99, 101, 103]
10. Хьютагогика – учение о самообразовании взрослого человека [99].
Все эти технологии влияют на развитие дистанционного обучения, совершенствуя его, но тем не менее, качество его пока оставляет желать лучшего. По некоторым оценкам западных экспертов примерно 80% дистанционных курсов низкого качества.
Майкл Аллен, Джули Дирксен, Кларк Куинн, Уилл Тальгеймер, обеспокоенные отсутствием прогресса в качестве дистанционного обучения, предложили Манифест серьезного дистанционного обучения (Serious E-Learning Manifesto http://goo.gl/fb/YgBXZ).
Рассмотрим более подробно наиболее распространенные тенденции: смешанное (гибридное) обучение, открытые дистанционные курсы и массовые открытые онланй курсы (хМООС) (http://kvn-e-learning.blogspot.com/2014/06/blog-post.html).
MOOCs может быть бесплатным для учащихся, но они не являются бесплатными для учреждений. Средняя стоимость разрабатываемых xMOOC оценивается в 50,000 - 100,000 долл., это означает, что на 1000 MOOCs потрачено 50 млн-100 млн долл (Look back in anger? A review of online learning in 2013 http://sco.lt/6t1fgf ).
Основные рекомендации по использованию хМООС для университетов (http://acreelman.blogspot.com.au/2014/06/norwegian-mooc-commission.html):
- Богатый опыт качественного обучения в режиме онлайн должен быть базой для любых Mooc инициатив.
- Необходимо инвестировать в развитие цифровой компетенции для всех сотрудников.
активно содействовать использованию и создание открытых образовательных ресурсов.
- Учебные заведения должны использовать MOOCs для национального и международного сотрудничества.
- MOOCs в обществе (фон, актуальность, международные и национальные контексты)
- Гибкость в использовании MOOCs с учетом история онлайн обучения и международного опыта
- Учет мотивации участников Mooc
- Исследование влияния MOOCs на высшее образование
- Оценка качества и результатов обучения
- Использование различных форм доставки Mooc
- Вопросы авторского права и открытость
- Производственная практика
- Непрерывное образование
MOOCs являются лишь частью более широкого развития открытого образования и обучения в режиме онлайн. 
Не существует четкого стандарта модели Mooc и даже в крупных консорциумах, как Coursera, существуют значительные различия в педагогике, взаимодействии учащихся, оценке и структуры. 
Положительный эффект от Mooc создал ажиотаж и обеспечил включение в повестку дня обсуждение онлайн-обучения на совещаниях высшего руководства во многих университетах мира. 
Однако ничего из этого не произойдет без стратегического финансирования, стимулов и стратегий.

Выводы
Первоочередной задачей является развитие смешанного (гибридного) обучения. Необходимо создать условия для BYOD, обратить внимание на геймификацию, особенно игровое проектирование для технических специальностей. Университет должен найти свою нишу в области использования массовых открытых онлайн курсов, развивать открытые образовательные ресурсы. В перспективе университет может получить статус «электронного».
История развития информационных технологий (Reviewing the trajectories of e-learning http://sco.lt/8rMQdd#education …)

Год
Технология
Пример
Пед. теория
1980
Ресурсы мультимедиа
AuthorwareProfessional,Toolbook иMacromedia
Дистанционные курсы на базе бихевиоризма и когнитивизма
1993
Веб

1994
Учебные объекты

1995
LMS
BlackboardMoodleи Sakai
1998
Мобильные устройства

1999
Учебное проектирование

2000
Игровые технологии

Дистанционные курсы на базе конструктивизма
2001
ООР

2004
Социальные медиа Веб 2.0

2005
Виртуальные миры
SecondLife
2007
Эл. Книги и смарт утрйства

2008
сМООС

Дистанционные курсы на базе коннективизма
2010
Учебная аналитика

2011
xMOOC




Источники:
99. Reviewing the trajectories of e-learning http://sco.lt/8rMQdd#education …
100. Top #InstructionalDesign Trends and Outlook for 2014 http://ow.ly/2Clgrx 
101. The Future of ELearning in 2014 | LearnDash http://sco.lt/5CyZFp
102. NMC horizon #report 2014 on #education in #HighEd http://sco.lt/7TUFpB
103. Концептуальная основа электронного университета http://sco.lt/5aIy3N

Комментариев нет: