(Об)учение в сети

(Об)учение в сети двухнедельный онлайн-курс, обучение по которому проводилось с 20 июля по 3 августа 2012.
Организаторы курса:
- Иван Юрьевич Травкин, преподаватель Сахалинского государственного университета;
- Юлия Юрьевна Травкина, преподаватель Сахалинского колледжа искусств.

Изучаемые вопросы:
1. Сетевое обучение. 
О том, как всемирная сеть и ее развитие сказываются на культуре учебной деятельности. Какие изменения происходят с последней по мере того, как всякое учебное взаимодействие в той или иной степени становится опосредованным сетевыми технологиями? Что при этом происходит с обучающей деятельностью, и какие формы она приобретет?
2. Новые грамотности
Какие новые компетентности развиваются из ключевых навыков 21 века и требуются от носителей знаний?
3. Мобильный кампус
Больше половины учебной деятельности осуществляется за стенами учебных заведений. Речь о неформальной учебной деятельности, приняв во внимание которою, можно точно утверждать: человек учится все время! Мобильный кампус — это попытка утилизировать потенциал неформального измерения, выявить релевантные достижения и аккредитовать их в контексте формального обучения.
4. Архитектура участия
Эффективная организация совместной деятельности требует определенных соглашений или стандартного протокола, который играет роль каркаса взаимодействия. Развивая тему учебного сообщества, начатую в рамках обсуждения мобильного кампуса, порассуждаем о сценариях участия: их роли в контексте электронной инфраструктуры учебного заведения и персональной учебной среды учащегося.


1. EtherPad ("эфирпад") - блокнот организатора
2. Edmodo ("эдмодо") - социальный вариант системы Moodle
3. So.cl ("сошл") - новый социальный инструмент от FUSE Labsсервис, объединяет в себе элементы веба, поиска и социальных сетей
4. Twitter - микроблог 
5. Facebook - социальная сеть, которую можно использовать для общения (на самом деле общались и ВКонтакте и в Skype и т.д.)
6. Diigo - социальные закладки, хранилище аннотированных закладок на учебный материал
7. AnyMeeting ("анимитин") и другие платформы - видеоконференции, чаты

Дополнительно:
8. Ning - создание сайтов и социальных сетей
9.Present.me - презентация и Вы рядом в окне
10.Prezi.com - нелинейные презентации
11.Google Hangouts - групповой видеочат
12.Camtasia Studio - программа для создания подкастов, видеоуроков
13.ScreenCamera - создание скринкастов, захват видео и изображений с экрана
14. Как создать инфографику

Примеры инфографики:
Выполнение заданий:
Задание 1.
Участникам необходимо создать отдельный блог, который будет играть роль персонального профайла учащегося. Вы будете публиковать в нем весь созданный Вами контент, любую индивидуальную рефлексию (мысли, встроенные результаты из So.cl, аннотации и конспекты учебных материалов и т.п.). Первым постом в Вашем блоге должно стать сообщение, в котором Вы расскажете о своих собсвтенных целях участия в данном курсе. Чего Вы ждете от курса? Чего Вы ждете от себя? На какой личный результат Вы рассчитываете? Это сообщение — точка отсчета Вашего персонального профайла, который понадобится нам для аккредитации!
Всякий раз, когда Вы будете публиковать очередной пост в своем блоге, не забывайте делиться ссылкой на него в группе на Edmodo.
Результаты выполнения задания 1.
1. Изучение программы курса площадки Public Pad на EtherPad, регистрация, просмотр приветствие организатора Ивана Травкина http://colearn12-ivan.blogspot.com/2012/07/blog-post.html
2. Регистрация на Edmodo, вступление в группу (8dumis)
3. Создание странички курса у себя в блоге (можно было зарегистрировать новый блог), ссылка на блог в Edmodo с указанием адреса страницы "(Об)учение в сети"  mediatvorchestvo.blogspot.com/p/blog-page_24.html,
изучение информации в блоге http://colearn12-ivan.blogspot.com/2012/07/blog-post_22.html
4. Ссылка на курс в Facebook
5. Ссылка на курс в Twitter хэштег этого курса #CoLearn12
6. Работа с источниками информации по теме:
Список чтения по первой теме: 
Результат работы со списком чтения по первой теме:
Тема 1. Сетевое обучение 
- книгу Евгения Патаракина "Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0" читала и раньше, интересно.
- узнала о сервисе Ning 
- прочла об одном из подходов к использованию интернет-сервисов для организации дистанционного обучения
- прочла о сетевых курсах и DIY-университетах, отличиях Beword Learning от дистанционного обучения
- посмотрела пример открытого дистанционного курса http://elaz.wikispaces.com от Владимира Николаевича Кухаренко (Украина)
- прочла статью Е.Патаракина "Построение учебной среды из множества личных «кирпичиков» 
- прочла о P2PU, узнала, что Peer 2 Peer University - это фундаментальный проект открытого образования, организующий процесс обучения вне стен традиционных институтов и дающий учащимся возможности для оценки их достижений. (About P2PU)
Проект основан на использовании открытых образовательных ресурсов, доступных без ограничений в сети. На практике, все это выглядит как "сетевое сообщество из открытых групп по изучению коротких курсов университетского уровня" (archive.p2pu.org). Работая в группе, участники занимаются совместным поиском, изучением и переработкой открытых образовательных ресурсов по теме курса, а также оценкой собственного прогресса.
Инициатором курса может стать участник, желающий изучить данный вопрос. Для оценки достижений участников может быть приглашен эксперт, который формулирует задания и отвечает на вопрос, как прошел тот или иной оценочный этап. Также перед началом курса составляется предварительный план по неделям, в рамках которого будет осуществляться поиск и изучение материала, вестись обсуждения и выполняться задания. Несмотря на то, что до сих пор не выработана схема аккредитации участников P2PU, т. е. выдачи неких документов, удостоверяющих успешное освоение того или иного курса, возможность подтвердить свои достижения в данном предмете присутствует. Поскольку все материалы курса, включая обсуждения и выполненные участниками задания вместе с оценкой эксперта, свободно лицензированы и доступны в сети, окончивший курс всегда может сослаться на них.
7. Подробней познакомилась с So.clhttp://funofteaching.tumblr.com/post/19956861650/so-cl
8. Зарегистрировалась в So.clпроанализировала варианты применения (основной материал по этому поводу в блоге И.Травкина)
9. Приняла участие в первом вебинаре с применением платформы AnyMeeting (подробное описание платформы этого вебинара в блоге Сергея Погребняка, платформы для проведения вебинаров описаны в блоге Нины Люлькун, информация по теме в блоге И.Травкина)
10. Изучила коллективный словарь терминов по ИКТ
11. Почитала о теории коннективизма
12. Приняла участие в вебинарах и мастер-классах

Задание 2 (Часть 2):


Jul 27, 20121. Риффнуть список чтения по первой теме (http://bit.ly/NTPN2U) и собрать в "росток" все интересные ссылки, включая Ваши собственные сообщения в блогах. Редактируя Ваш "росток", используйте функцию "Add link", чтобы добавить источники по их ссылке (не из поиска).
2. Собраться с мыслями по первой теме и написать коротенькое эссе (не меньше 250 слов). Задание засчитываются, если:
1. Вы создали "росток" и поделились ссылкой в Edmodo, либо встроили его в блог.
2. Вы написали эссе по первой теме и поделились ссылкой в Edmodo.
Примечания:
Список чтения по первой теме расположен здесь: http://bit.ly/NTPN2U
Вам поможет прикрепленная ссылка: Анатомия So.cl

Выполнение задания:
     1. "Риффнуть" список чтения по первой теме и собрать в "росток" все интересные ссылки, включая собственные сообщения в блогах (см. атлас So.cl). Редактируя "росток", использовать функцию "Add link", чтобы добавить источники по их ссылке (не из поиска).
     2. Написать коротенькое эссе в блоге (не меньше 250 слов) по первой теме.
Задание засчитывается, если:
     1. Создан "росток" и сделана ссылка в Edmodo либо в блоге (см. атлас So.cl).
     2. Написано эссе по первой теме и сделана ссылка в Edmodo. Эссе на странице "Задания"

Задание 3. Продуктивный уикэнд 2 ;)

Jul 29, 2012
1. Изучить список чтения по второй теме (см. прикрепленную ссылку).
2. Найти в сети релевантные источники, чтобы изучить интересные Вам вопросы в рамках общей тематики новых грамотностей. А также поделиться найденными источниками, создав риф списка чтения.
3. Написать короткое эссе (минимум 250 слов), в котором Вы опосредуете изученные источники, выражаете свои мысли, делитесь возникшими у Вас вопросами и т. п. 
Задание считается выполненным после публикации эссе у Вас в блоге (см. пункт 3), а также ссылки на него в группе Edmodo.

Выполнение задания:
Работа со списком чтения.
Подбор релевантных источников.
  • Полностью согласна с мнением Алексея Воронцова: "Спасти" образование могут только "команды педагогов", которые реализуют общие проекты построения современных образовательных систем и технологий. Необходимо инвестировать не в отдельных педагогов, а в проекты по разработке новых, современных образовательных систем, отвечающие требованиям времени, а педагоги, управленцы от образования должны быть встроены в эти проекты. Более того, эти проекты должны быть обязательно сетевые для того, чтобы можно было по всей стране реализовывать созданные проекты. Поэтому надо вкладывать в системы, проекты, где уже на первой стадии включать таких педагогов, которые смогут "повысить свою квалификацию", вернее "переучиться полностью", т.е. пройти "переподготовку" не теоретически, а включившись в эти будущие проекты. В настоящее время один учитель - в поле не воин, даже если он будет "суперучитель"... http://www.43edu.ru/news/eureka/23707.htm 
  • Ироничная правда для современного учителя - "21 признак учителя 21 века" http://eorhelp.ru/node/60373
  • Марина Кондакова, к.п.н. и Елена Подгорная в статье "Сетевой учитель и палитра его возможностей" отмечают основные задачи деятельности сетевого учителя, средства, квалификационные характеристики, организация учебной деятельности учащихся в системе дистанционного обучения, инструментарий, средства повышения мотивации всех вышеуказанных видов деятельности" http://upr.1september.ru/articlef.php?ID=200800308
  • "Сетевой Город. Образование" по формированию единого городского информационного образовательного пространства  http://153.edu.ru/-q-q/120-2012-01-28-13-16-30.html
Написание эссе. Эссе на странице "Задания"

Задание 4 (Мобильный кампус):

1. Изучить список чтения по третьей теме: http://colearn12-ivan.
blogspot.com/2012/07/3.html
2. Найти в сети релевантные источники, чтобы изучить интересные Вам вопросы в рамках общей тематики мобильного обучения. А также поделиться найденными источниками, создав риф списка чтения.
3. Написать короткое эссе (минимум 250 слов), в котором опосредуете изученные источники, выражаете свои мысли, делитесь возникшими вопросами и т. п.
Задание считается выполненным после публикации эссе у Вас в блоге (см. пункт 3), а также ссылки на него в группе Edmodo.

Выполнение задания:
Работа со списком чтения.
Подбор релевантных источников
Задание выполнено. Результаты на странице "Задания"
Написание эссе. Эссе на странице "Задания"

Задание 5 (Архитектура участия):



Aug 6, 2012
Проанализируйте свой опыт участия в курсе, придумав один из возможных сценариев участия.
Под сценарием участия мы понимаем последовательность опосредованных действий, которая направлена на производство элементарного артефакта Вашей учебной деятельности (сообщение в блоге, группе, инструкция, комментарий,...

Выполнение задания
Результаты на странице "Задания"

Новые обзоры организатора:
- Сетевое обучение, новые грамотности, мобильный кампус и цифровые жители: размышления у экрана монитора или перспективы сетевого обучения от Светланы
Герасимовой http://svetlagoria.blogspot.com/2012/07/blog-post_7445.html
- Подробная рефлексия на концепцию мобильного кампуса: Задание 3 от Константина Бугайчука http://bugaychuk.blogspot.com/2012/07/m-campus-m-learning-colearn12.html
- Мобильный кампус - решением сверху! Марина Алексаненкова: http://sch1527.blogspot.com/2012/07/3.html
Продуктивный вторник, который чуть не "стал просто катастрофой" :) Сергей Погребняк: http://pogrebniaksergei.blogspot.com/2012/07/colearn12_31.html
Etherpad или Блокнот в эфире - подробнейшая инструкция от Татьяны Годуновой http://elenagodunova.blogspot.com/2012/07/etherpad.html
- Зачем нам нужна рефлексия? Ольга Евстифеева: http://roachinthenet.blogspot.ca/2012/07/blog-post_30.html и 50 способов использовать Google Docs http://roachinthenet.blogspot.ca/2012/07/50-google-docs.html
- Новые приемы обустройства личного блога от Ирины Слуцкой:  http://uviriit.blogspot.com/2012/07/blog-post_31.html
- Видеоинструкция по созданию слайдкастов (асинхронные вебинары, которые можно смотреть в любое время): http://colearn12-ivan.blogspot.com/2012/08/blog-post_1.html
- О создании облака тегов из сообщений чата от нашего фасилитатора Юлии: http://colearn12-jul.blogspot.com/2012/07/blog-post_31.html
Эти и другие новости в метаблоге организатора.

Впечатления
1. Очень понравились подробные видеоуроки Ивана Травкина (невербальное общение не заменить сухими текстами)
- видео-приветствие, основные моменты программы http://youtu.be/dxwmtYdtdvY
Интересно было посмотреть и видео моих коллег
2. Потом нужно было создать блог, но в Blogger этого делать не стала, решила познакомиться с другими ресурсами, наприме можно или и как создать блог на Edmodo. 
Коллеги осваивали блогосферу и составляли подробную инструкцию, вот еще одна инструкция.
3. Понравились советы по подготовке презентации-визуализации. Ссылка
4. Изучали возможности Edmodo. В этом помогали видеоролики  Ивана Травкина и его подробнейшая инструкция: по шагам 1, 2, 3. Спасибо.
5. Получила удовлетворение от сервиса So.cl - математика, фотография, наука и другое. С математиками и учениками сразу же поделилась ссылкой. Видео организатора - изучение сервиса So.cl: основные возможности, поиск, создание постов, рифов и комментариев.
Весьма интересно представлен организатором Иллюстрированный Атлас So.cl Анатомия So.cl.
6. Очень понравился EtherPad - посмотрела все настройки и решила, что PublicPad буду применять.
7. В TwitterFacebook зарегистрировалась раньше, просто оставила сообщения о курсе, добавила контакты "сокурсников".
8. Познакомилась с Diigo, как использовать в учебных целях Diigo - на блоге  http://nak158.blogspot.com
9.Читая блоги коллег, узнала о многих новых инструментах, в частности кроме Prezi.com есть еще любопытный вариант сетевой презентации Present.me (презентация и Вы рядом в окне (показываем, говорим, разделяем), бесплатно 3 презентации в месяц по 15 минут на презентацию), познакомилась с рядом платформ для организации вебинаров (об этом далее)

10. Видеоконференция с использованием возможностей AnyMeeting
Возможности неплохие: до 200 участников, видеоконференции, общий экран и общие приложения, длительность неограниченна, возможность записи, проведения интерне-конференций, видео-коференций, есть текстовый чат, приглашения и голосование, VoIP,
интегрирован с Twitter, Facebook, YouTube, LinkedIn, можно делать презентацию и использовать веб камеру, а для улучшения звука подключаться через Skype.
Зарегистрировалась в AnyMeeting - www.anymeeting.com/AccountManager/AnyMeeting.aspx
11. Посмотрела отзывы и статьи других участников курса http://pogrebniaksergei.blogspot.com
Статья по теме "Место встречи изменит нельзя: семь сервисов для проведения многопользовательских видеочатов" Сергея и Марины Бондаренко и статья "Групповой видеочат: какой сервис выбрать?"  Меган Гейсс.
12.Очень интересует вопрос создания карт памяти. Изучая блог Н.А.Калиненко, к.физ.-мат.н., доцента, статьи на эту тему "Карта памяти как инструмент для работы с интеллектуальным капиталом" и сами карты в блоге, задавала вопросы автору, находила программы для создания карт памяти (в частности FreeMind) 
В блоге Анны Шмыр "Ментальные карты "Popplet" или по свежим следам вебинара"  снова к вопросу о ментальных картах. В этом же блоге интересна статья "Концепция обучения на протяжении всей жизни. К вопросу о формальном, неформальном, информальном обучении". В этом блоге любопытен и перечень"Cервисы графики и диаграммы":
Google Code
Greate a Graph
Chart Go
MathCracker
PieColor
ChartTool
CSS Chart Generator
По совету коллег нашла ссылки на программы построения интеллект-карт
13.Следует обратить внимание на материалы вебинара в Ассоциации E-Learning специалистов по теме "Коннективизм как теория обучения" Юлии Завдовьевой и модель коннективизма в классе или аудитории.

Новые впечатления!
14. Очень понравился способ создания слайдкастов, о котором рассказал организатор Иван Травкин


15. Замечательной находкой поделилась Юлия Травкина - 5 инструментов для создания облака тегов
16. В чем делается инфографика. Основные программы
17. Видеоинфографика. Где её делают?
18. Инфографика в примерах.  Визуализация информации в теории и на практике (96%)
19. Почему Инфографика?
20. Инфографика различна, так как под ней понимается справочная или иллюстрированная информация, представленная различными методами визуализации —при помощи графиков, диаграмм, гистограмм, ментальных карт (mind map -карты памяти), временных шкал (один из основных принципов анимированной инфографики) и т.д.
21. Любопытно подготовлена ссылка на вебинар 3 Иваном Травкиным, интересная идея совмещения форматов статики с псевдоинтерактивом
22. Очень интересное сравнение сервиса Etherpad и Google Doc (плюсы и минусы)и инструкцию по работе и применению сервиса привела в блоге Годунова Елена
23. Долгожданный мастер-класс и материалы по созданию ментальных карт от Н.А.Люлькун и Н.А.Калиненко отражены в их блоге http://colonline.blogspot.com/ и блогах участников курса. Тема привлекла внимание всех и на  вебинаре собрались намного больше участников, чем это возможно (в очередной раз протестировали возможности  Webinar.ru).
Очень внимательные преподаватели, доступно и просто все рассказывают!
А после вебинара у них в блоге "Collaborative Learning Online" в очередной раз появилась подробная информация о мероприятии.
24. Советы и видео по созданию интеллект-карт отражены в блоге К.Бугайчука http://bugaychuk.blogspot.com/2012/07/mind-map-2.html
25. Карты памяти как инструмент для работы с интеллектуальным капиталом Н.Калиненко  http://nak158.blogspot.ru/2012/07/blog-post.html
26. Ведущее программное обеспечение для онлайн картам http://www.mindmeister.com/ru
27. Активизация познавательной деятельности учащихся https://sites.google.com/site/treningpoaktivizacii/sredstva-vizualizacii/sozdaem-mentalnuu-kartu
28. Н.Калиненко http://vk.com/club42707631
29. Майндмеппинг в ИНТУИТЕ http://www.intuit.ru/department/expert/mindmap
30. Вебинар по созданию персональной учебной среды обучающегося от Н.А.Люлькун и Н.А.Калиненко
Начала осваивать mindmeister и получился следующий результат:

Коллеги познакомили с интерактивными и другими не менее интересными сервисами:
www.learningapps.org, www.wikiwall.ruwww.idroo.com, www.SkyDrive.com

Много нового и многое еще впереди. Чем ближе к концу курса - тем больше хочется узнавать, пробовать, применять!
Благодаря видеочатам и блогу организатора смогла познакомится с коллегами, которые также обучаются в этом курсе и их блог-страницами:
  1. Александр Бондаренко (Дмитров, Московская обл) http://ps-learn.blogspot.com/2012/07/blog-post.html
  2. Валерия Мелентьева (Муром) http://valeri23041981.blogspot.com/2012/07/blog-post.html
  3. Георгий Можаев (Тюмень) http://mgm-lnet.blogspot.com/2012/07/blog-post_21.html
  4. Елена Годунова (Сибирь) http://elenagodunova.blogspot.com/2012/07/blog-post.html
  5. Елена Гремяцкая (с.Коряки Камчатского края) http://gremyatskaya.blogspot.com/2012/07/blog-post.html
  6. Елена Микитюк (Хмельницкий, Украина) http://optymal.blogspot.com/2012/07/blog-post.html
  7. Елена Франчук (Украина) http://ofhe.blogspot.com/
  8. Иван Травкин (я тоже учусь!) http://colearn12-ivan.blogspot.com/2012/07/blog-post.html
  9. Инесса Ситникова (с.Началово, Астраханская обл) http://inessa70.blogspot.com/2012/07/blog-post.html
  10. Ирина Слуцкая (Шостка, Сумская обл, Украина) http://uviriit.blogspot.com/
  11. Константин Бугайчук (Харьков, Украина) http://bugaychuk.blogspot.com/2012/07/blog-post_20.html
  12. Лариса Савельева (Кисловка, Томская обл) http://lerninglorka.blogspot.com/2012/07/blog-post.html
  13. Людмила Чайка http://chayka2020.blogspot.com
  14. Максим Скрябин (НИУ ИТМО, Санкт-Петебругр) http://maxim-skryabin.blogspot.com/2012/07/blog-post.html
  15. Маргарита Кузьмина (Киров) http://mediatvorchestvo.blogspot.com/p/blog-post.html
  16. Маргарита Слизкова (с.Рождество, Тверская обл) http://informatiza-cma.blogspot.com/2012/07/blog-post.html
  17. Марина Алексаненкова (Москва) http://sch1527.blogspot.com/2012/07/blog-post.html
  18. Надежда Балабуст (Украина) http://nbalabust.blogspot.com/2012/07/blog-post.html
  19. Наталья Кубрак (г.Вилючинск Камчатского края) http://natalyakubrak.blogspot.com/2012/07/blog-post.html
  20. Нина Люлькун и Наталья Калиненко (Луганск,Украина)  http://colonline.blogspot.com/2012/07/1.html
  21. Ольга Завьялова http://delay-kak-ya.blogspot.com/2012/07/blog-post.html
  22. Ольга Хмылко (Псков, Россияhttp://obvseti.blogspot.com/2012/07/blog-post.html
  23. Руслана Шаманская (Полтавская обл, Украина) http://weblodka.blogspot.com/2012/07/1.html
  24. Светлана Герасимова (Волгодонскhttp://svetlagoria.blogspot.com/2012/07/blog-post.html
  25. Сергей Погребняк (Нижний Новгород, Бор) http://pogrebniaksergei.blogspot.com/
  26. Татьяна Гудкова http://poiuy65.blogspot.com/2012/07/blog-post.html
  27. Татьяна Коробкова http://tatyanabox.blogspot.com/2012/07/blog-post.html
  28. Анна Чихрадзе (Кабардино-Балкарский Госуниверситет) http://anna-annachihradzedaf-lehrerin.blogspot.com/2012/07/colearn-12.html 
  29. Анна Шмыр http://anna-annachihradzedaf-lehrerin.blogspot.com/2012/03/popplet.html
  30. Наталья Герасимова (с.Коряки, Камчатский край) http://portkurobuchvseti.blogspot.com/
  31. Ольга Евстифеева http://roachinthenet.blogspot.ca/
  32. Надежда Блуст http://webdaf.blogspot.com/
Интересная схема (из блога организатора) и материалы блога Н.А.Калиненко


eTeachersSummit 09.02.12 Михаил Морозов from Сообщество eLearning PRO

Лекции профессора М.Н.Морозова о "Коллаборативном и кооперативном обучении" http://vacademia.com/site/gotoRecord/id/1648

Наталья Алексеевна Калиненко в блоге поделилась замечательным опытом применения различных платформ для вебинаров http://colonline.blogspot.com/search/label/CoLearn12
Очень нравятся ментальные карты в блоге Натальи Алексеевны.
В блоге организатора курса прочла сообщение о неформальной учебной деятельности в электронном обучении, особенно в контексте распространения мобильных технологий (мгновенный доступ к учебным возможностям), посмотрела слайды в группе саммита разработчиков 2012. 
Интересен подход к рассмотрению трех функций преподавателя в электронном обучении: создать не слишком узкий коридор для индивидуальных учебных траекторий (предоставить контекст); выявлять (непрерывно) в процессе учебы достижения учащихся; аккредитовывать достижения учащихся. 
Презентацию вебинара "Коннективизм как теория обучения" видела раньше в сообществе, но отнеслась к вопросу недостаточно внимательно, жаль.


Фрагмент из книги Тони Бьюзена «Супермышление», в котором описывается технология рисования интеллект-карт.
Законы интеллект-карт и рекомендации по их составлению
Законы интеллект-карт разделяются на законы содержания и оформления и законы структуры.
Законы содержания и оформления
Используйте эмфазу
Всегда используйте центральный образ.
Как можно чаще используйте графические образы
Для центрального образа используйте три и более цветов.
Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).
Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карты.
Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.
Ассоциируйте
Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.
Используйте цвета.
Используйте кодирование информации.
Стремитесь к ясности в выражении мыслей
Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
Используйте печатные буквы.
Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.
Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
Делайте главные линии плавными и более жирными.
Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.
Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.
Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».
Старайтесь располагать слова горизонтально.
Вырабатывайте собственный стиль.
Законы структуры
Соблюдайте иерархию мыслей.
Используйте номерную последовательность в изложении мыслей.

К материалу вебинара

6 комментариев:

Ivan Travkin комментирует...

Последняя схема из статьи Полат (она есть в списке чтения по первой теме, там по ней можно кликнуть!) :)

Бугайчук Константин (Buga) комментирует...

Отличный пост. Так держать

cma комментирует...

здорово, какая Вы умница!
Спасибо за некоторые ссылки, когда все успеваете!

Ольга Евстифеева комментирует...

Грандиозно! Так все структурировать и в кучу собрать. Сэкономили нам время. Ссылки заберу себе, спасибо!

Наталья комментирует...

Потрясающий пост! Сколько информации и так структурировано! Главный специалист по ментальным картам - Нина Ананьевна! Мы работаем с ней в команде. Удобно создавать карты, использую облачные технологии, т.к. программные продукты в основном платные. Ваш пост является образцом для подражания! Спасибо Вам!

Администратор комментирует...

Спасибо за высокую оценку. Считала себя довольно грамотной в вопросах медиа, но чем больше знаешь, тем больше понимаешь, как много ты еще не знаешь. Стараюсь не "распыляться" на все, поэтому пишу и для себя и для других. Для меня сама организация подобных курсов уже была новостью и открытием. А еще и так много новой информации, причем полезной и нужной мне. Но не успокоюсь, пока не научусь рисовать ментальные карты (именно рисовать, потому что созданы они уже в сознании или на бумаге)