суббота, 31 декабря 2011 г.

Что год грядущий нам готовит?

«Большие данные» и бизнес-аналитика
Аналитики прогнозируют, что в 2012 году появится множество новых удобных инструментов для сбора информации, анализа и контроля различных бизнес-процессов.
Эти инструменты будут представлять собой преимущественно SааS-решения. Многие из них будут доступны и небольшим компаниям. Кроме того, сегодня наблюдается тенденция к интеграции информации из различных источников, включая, например, статистику вебсайта, покупательское поведение, активность аудитории в социальных медиа и отклик в рамках диджитал-кампаний.


Cоциальный поиск
Социальные сети хранят огромное количество информации о своих пользователях. По прогнозам аналитиков, социальный поиск станет одним из главных трендов ближайших лет. Уже сегодня соцсети охотно заключают соглашения с такими компаниями, как Google и Яндекс, открывая пользовательский контент для индексации поисковыми системами. Это относится даже к тем социальным сетям, которые традиционно были закрытыми, таким как ВКонтакте и Одноклассники. Например, в ноябре для индексации поисковиками открылись Одноклассники.
От такого сотрудничества выигрывают все стороны: соцсети получают дополнительный трафик и новых пользователей, а поисковики – огромное количество информации, востребованной пользователями поисковых систем. Конечно, находятся и недовольные: многие пользователи возмущены, что информация о них становится общедоступной. Однако все популярные соцсети сегодня предоставляют расширенные настройки приватности: каждый пользователь может самостоятельно выбрать, какую информацию открыть для общего доступа, а какую оставить только для друзей.
Стоит отметить, что внутренний поиск большинства социальных систем сегодня оставляет желать много лучшего. Эксперты прогнозируют, что в ближайшее время в этом вопросе также произойдут значительные изменения к лучшему. А завтрашним трендом станет социальный поиск - интеграция веб-поиска и возможностей и инструментов социальных сетей. Первые шаги в этом направлении можно наблюдать уже сегодня на примере Google.
Поисковая выдача Google на сегодняшний день имеет вполне заметное социальное измерение. Например, любой сайт можно рекомендовать друзьям с помощью кнопки +1. Неоднократно сообщалось, что компания планирует использовать рекомендации пользователей для ранжирования результатов поиска и борьбы с нежелательным контентом.
А с появлением Google+ тенденция будет только усиливаться. В частности, для защиты авторских прав Google предлагает с помощью специальной метки связывать размещенные в интернете статьи с профилем их автора в Google+. А страницы брендов в соцсети с самого момента запуска были тесно связаны с поисковиком Google. В частности, для быстрого поиска бренда в Google+ достаточно ввести в поисковой строке Google запрос вида «+название бренда».
В перспективе социальный поиск Google будет выглядеть примерно так: при поиске чего-либо пользователь будет получать в первую очередь рекомендации своих друзей, релевантные его запросу. Например, планируя путешествие, при поиске информации по какому-либо туристическому направлению в топе поисковой выдачи он увидит записи и фотографии своих друзей из различных соцсетей, связанные с этим направлением, а также рекомендованные друзьями источники информации.
Cоциальная и мобильная коммерция
Взрывной рост социальной коммерции, который некоторые эксперты предсказывали еще в 2011 году, пока не случился. Скорее всего, в 2012 году произойдет значительный шаг вперед в этой сфере. Многие крупные бренды уже предприняли первые попытки в этом направлении и в следующем году будут действовать смелее, основываясь на уже имеющемся опыте.
Социальная коммерция будет рассматриваться брендами всерьез: не как дополнение к существующим каналам продаж, а как отдельный перспективный канал. Вполне вероятно, что к концу 2012 года продажи через Facebook и другие социальные сети будут достигать значимой доли в структуре продаж крупных брендов.

По прогнозам Infinite Research, в 2015 году в продажу поступит до 147 миллионов планшетных компьютеров; для сравнения, в 2010 году эта цифра составила всего 16 млн. По оценкам исследователей, уже в ближайшие 4 года количество пользователей мобильного интернета превзойдет количество тех, кто выходит в интернет с персональных компьютеров. Аналитики Abi Research прогнозируют, что рост рынка mCommerce ускорится и к 2015 году его оборот составит 119 млрд. долларов - это около 8% рынка eCommerce.
По мнению экспертов, 2012 год станет годом взрывного роста мобильной коммерции – в первую очередь, именно за счет распространения планшетников. Компании будут уделять особое внимание оптимизации своих сайтов под экраны планшетных компьютеров, поскольку покупки на сегодняшний день совершаются преимущественно с помощью веб-браузера.
По результатам исследования стратегий ритейлеров в digital среде, проведенного организацией L2, в этой сфере уже наблюдается положительная динамика, по сравнению с прошлогодними данными. В прошлом году менее 30% брендов оптимизировали свои сайты для использования с мобильных устройств. Сегодня же 67% брендов имеют мобильную версию сайта, 45% - приложение для iPhone и 39% - версию для iPad.
Программы лояльности переходят в плоскость диджитал
Программы лояльности с каждым годом становятся лучше продуманными и более простыми в использовании. В 2012 году они все чаще переходят в плоскость диджитал. Компании научатся использовать новые инструменты стимулирования спроса и интегрировать их в существующие программы лояльности. Бонусы за чекины в Foursquare и мобильные купоны станут обычной практикой для локального бизнеса. Мобильные устройства станут платформой для построения новых программ лояльности. Эти программы будут активно использоваться малым бизнесом для конкуренции с крупными игроками, такими как Starbucks, и как альтернатива предложениям скидочных сайтов, таких как Groupon.
Почти половина покупателей на сегодняшний день используют свои мобильные телефоны, чтобы сравнивать цены на товары и находить спецпредложения. Оборот реализованных мобильных купонов в мире достигнет $43 млрд к 2016 году. В наступающем году в программах лояльности будут все чаще использоваться интегрированные данные из разных источников (история покупок, отклик на маркетинговые кампании, активность в социальных медиа) для персонализации предложений для конкретного клиента.
Появляются и специализированные сервисы: так, совсем недавно грант от Microsoft получил российский стартап ShopPoints - мобильный сервис, помогающий магазинам привлекать покупателей, а покупателям - получать бонусы от магазинов. Пользователям с установленным на смартфон мобильным приложением начисляются баллы за различные действия: посещение торговой точки, сканирование штрихкодов, покупки и т.д. Полученные баллы можно поменять на подарочные сертификаты магазинов-партнеров и другие призы. ShopPoints уже сотрудничает с одной из крупных московских сетей потребительской электроники, а также с магазинами одежды и обуви.
Мобильные платежи

«К концу 2012 года Google докажет, что система мобильных платежей Google Wallet весьма популярна среди пользователей. В 2014 году Google Wallet будет поддерживаться сотовыми операторами по всему миру», - прогнозирует старший аналитик по мобильной коммерции и NFC исследовательской компании ABI Research Марк Беккью.

На рынке также ходят слухи о планах Apple по выходу на рынок мобильных платежей. Аналитики ABI Research считают, что Apple представит продукт (скорее всего, новый iPhone 5) с поддержкой мобильного кошелька уже в 2012 году. По мнению экспертов рынка, доля смартфонов с NFC-чипами может увеличиться до 50-70% всего за два-три года.
Возможно, уже в течение ближайших лет объединение геолокации, программ лояльности и покупок с помощью мобильного телефона станет реальностью. Добавьте сюда узкотаргетированную мобильную рекламу – и вы получите процесс покупки будущего.
"Умное" телевидение

Аналитики предсказывают, что 65% телевизоров, проданных в 2012 году, будут относиться к "умным" телевизорам. А появление первого телевизора Apple может дать новый мощный толчок этому рынку. Немаловажно и то, что появляется все больше контента для «умных» телевизоров. YouTube инвестирует $100 млн в это направление. В конце концов, наступит день, когда на экране телевизора пользователю будет доступен тот же контент, что и на экране компьютера, а также большинство популярных веб-сервисов, в том числе социальных. Для рекламодателей это будет означать доступ к новой огромной аудитории с теми же возможностями таргетинга, которые ранее были возможны только в традиционном интернете или на мобильных девайсах. Компания LG недавно объявила о сотрудничестве с YuMe в запуске рекламной сети для телевидения.
По данным Yahoo и Nielsen, 86% интернет-пользователей пользуются мобильным интернетом во время просмотра телевидения. Это открывает огромные возможности для организации интерактивных кампаний, и некоторые компании уже активно используют потенциал «второго экрана».
Геймификация
Маркетинговые коммуникации будут продолжать развиваться в направлении организации полноценного диалога между брендом и его аудиторией. И новой формой такой коммуникации станет развлечение. Причем речь идет уже не о пассивном потреблении аудиторией развлекательного контента, а о его производстве и распространении самими людьми. Другими словами, сам контент превращается в наиболее эффективную форму рекламы бренда.
Геймификация, так же, как социальные медиа несколько лет назад, сегодня считается катализатором развития интернета и мобильных технологий. Эксперты предсказывают: в течение ближайших лет игровые механики будут использоваться повсеместно - так же, как сегодня каждое приложение, вебсайт или бренд задействуют социальные медиа в том или ином виде.

Согласно отчету компании Gartner, уже к 2015 году, по прогнозу экспертов, каждая вторая организация будет использовать игровые механики в своем инновационном процессе. «К 2014 году более 70% организаций из списка Forbes Global 2000 будут иметь как минимум одно игровое приложение», - говорится в отчете.
Технологии распознавания объектов
В 2012 году будут активно развиваться и широко использоваться технологии распознавания объектов. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, сервис Google Goggles при помощи специального алгоритма и базы данных Google распознает изображения на фотографиях, сделанных с помощью камеры мобильного телефона. Например, если на фото изображена картина, скульптура или другой предмет искусства, Google Goggles выдаст информацию о нем и координаты соответствующего музея.
А торговые автоматы компании Kraft Foods, установленные в Нью-Йорке, выдают десерт-желе Jell-O Temptations исключительно взрослым. Встроенная в машину система iSample умеет сканировать лица и отличать взрослых от детей: взрослые, которые и являются целевой аудиторией нового лакомства, беспрепятственно получают его. Детям же система сообщает: «Ты слишком молод для такой привилегии. Пожалуйста, отойди и дай взрослым получить бесплатное угощение».
Создатели проектов с использованием дополненной реальности сегодня стремятся отказаться от использования маркеров и изображений, необходимых для активации программы, в пользу автоматического распознавания объектов. Например, в виртуальной примерочной, разработанной AR Door для сети магазинов одежды Topshop, контуры человеческого тела распознаются автоматически, а управлять программой можно простыми жестами.
От традиционной модели интернета – к «интернету приложений»
Традиционная модель интернета безвозвратно устарела и скором времени исчезнет, считает Джордж Колони, основатель исследовательской компании Forrester Research. На ее место придет «интернет приложений», где ведущую роль играют облачные сервисы, подключенные к приложениям на ПК и планшетниках.
Мощность мобильных устройств стремительно возрастает, а скорость передачи данных через интернет растет значительно медленнее. Сегодня глобальная сеть использует возможности устройств по обработке и хранению данных неэффективно; переход к активному применению приложений позволит сделать интернет более удобным и быстрым.
Отмирание традиционного веба и переход к новой интернет-модели может сильно пошатнуть доминирующее положение на рынке нынешних интернет-гигантов, таких как Google и Facebook. Конкуренцию компании Apple, которая на данный момент занимает лидирующую позицию на рынке приложений, в будущем могут составить другие крупные игроки, такие как Amazon и Microsoft, считают эксперты.
Год IPO интернет-компаний
2012 год может стать крупнейшим по объемам IPO интернет-компаний с 1999 года, сообщает Bloomberg. Помимо социальной сети Facebook, IPO которой может стать крупнейшим среди всех интернет-компаний, на биржу намерены выйти еще как минимум 14 интернет-компаний.
Выход Facebook на биржу ожидается в середине 2012 года. Аналитики считают, что IPO Facebook превзойдет по объемам IPO компании Google. По оценкам экспертов, компания может быть оценена в $100 млрд и привлечь $10 млрд.
По прогнозу аналитиков Bloomberg, общий объем привлеченных интернет-компаниями в 2012 году средств может превысить $11 млрд. В этом случае 2012 год станет крупнейшим по объемам IPO интернет-компаний с 1999 года, когда объем размещений интернет-компаний составил $18,5 млрд.

Комментариев нет: