четверг, 11 октября 2012 г.

Курсы повышения квалификации медиапедагогов России в рамках Всероссийского открытого Форума детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг» в ВДЦ "Орленок"

В ВДЦ «Орленок» состоялись курсы повышения квалификации педагогов России по теме «Информационные технологии в образовании. Медиаобразование в общем, профессиональном и дополнительном образовании» в рамках Всероссийского открытого Форума детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг». 
С 10 по 30 августа 2012 года во Всероссийском детском центре «Орленок» состоялся VII Всероссийский открытый форум детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг».
Учредители и организаторы Форума: Министерство образования и науки РФ, Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, Министерство культуры РФ (Департамент кинематографии), Федеральное агентство по делам молодежи, Межрегиональная общественная организация «Детское медийное объединение «Бумеранг», Госфильмофонд РФ, Всероссийский детский центр «Орленок», Лига юных журналистов, Творческое объединение ЮНПРЕСС при поддержке профильных творческих союзов и Общероссийской общественной организации «Национальный благотворительный фонд».
Президентский совет форума: заслуженный деятель искусств России, кинорежиссер Владимир Александрович Грамматиков, президент Лиги юных журналистов Александр Яковлевич Школьник, генеральный директор ВДЦ «Орленок» Александр Васильевич Джеус.
Форум «Бумеранг» объединил финалистов 19 фестивалей детского и юношеского творчества, проходивших в 2012 году, среди которых «Весенняя капель» (Липецк), «Волга-Юнпресс» (Тольятти), «Встречи на Вятке» (Киров), «Мир глазами детей» (Старый Оскол), «Московский кораблик мечты» (Москва), «Десятая Муза в Пензе», «Петербургский экран» (Санкт-Петербург), «Десятая муза» (Анапа), «Слово молодёжи» (Нелидово), «Жар-птица» (Новосибирск), «Детское кино — детям!» (Тверь), «Улыбка радуги» (Киров), «Распахни глаза!» (Новокузнецк), «Пробный шар» (Приморский край), «Волжские встречи» (Чебоксары), «Тушите свет!» (Нарва, Эстония).
В «Орлёнок» приезжали 360 мальчишек и девчонок из Архангельской, Амурской, Белгородской, Воронежской, Волгоградской, Ивановской, Кемеровской, Костромской, Кировской, Липецкой, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Орловской, Оренбургской, Пензенской, Саратовской, Самарской, Свердловской, Тверской, Тамбовской, Томской, Тульской, Челябинской областей, Республики Башкортостан, Дагестан, Северной Осетии, Удмуртии, Чувашии и Марий-Эл, Алтайского, Пермского, Красноярского, Краснодарского, Хабаровского, Камчатского, Приморского края, Омска, Владивостока, Иркутска, Санкт-Петербурга и Москвы.
Ребята, обучающиеся в творческих студиях, телевизионных мастерских, кино- и фотолабораториях, собирались во Всероссийском детском центре, чтобы перенять опыт у известных кинематографистов, тележурналистов и деятелей культуры, которые проводили с ними мастер-классы, круглые столы и творческие встречи, просматривали юношеские работы, совместно снимали фильмы и телепрограммы. Российские мэтры культуры и искусства поделились с орлятами своим опытом в различных направлениях визуальных искусств на многочисленных мастер-классах и практикумах: режиссура — кинорежиссёры Владимир Грамматиков, Виктор Волков, Олег Штром; операторское мастерство — оператор и режиссёр Александр Антипенко; актёрское мастерство — актёры Владимир Кошевой, Анна Яновская; документальное кино — режиссёр документального кино Сергей Мирошниченко; анимация — режиссёр-аниматор Дмитрий Лазарев; тележурналистика — актёр, телеведущий Алексей Лысенков, журналист Евгений Кривцов, сценарист, ведущая Лариса Кривцова, телеведущий Дмитрий Борисов; телесериалы для подростков — продюсер, редактор кино Анна Когатько; исторические беседы — д.и.н., профессор Наталия Басовская; вечные ценности национальной музыкальной культуры — музыковед, заслуженный деятель искусств РФ С.В. Виноградова, пианист, лауреат многочисленных музыкальных премий Алексей Набиулин.
В течение смены дети снимали игровое кино, создавали короткометражные фильмы, проводили ток-шоу, выпускали газету, освещали новости Форума на телеканале «Орлёнок-TV», радиостанции «Орлёнок-FM» и в сети Интернет.
На протяжении многих лет большую работу, направленную на развитие медиаобразования, подготовку юных кинематографистов и журналистов области проводит Институт развития образования Кировской области, кафедра информационных технологий в образовании и другие подразделения.
В 2012 году, впервые, кафедрой информационных технологий в образовании ИРО Кировской области для педагогов России в дни Форума были проведены очно-дистанционные курсы повышения квалификации по теме «Информационные технологии в образовании. Медиаобразование в общем, профессиональном и дополнительном образовании».
Участниками курсов стали педагоги и руководители структурных подразделений из Москвы, Екатеринбурга, Липецка, Новосибирска, Перми, Ярославля, Архангельской, Новосибирской, Свердловской, Тверской областей, Приморского края, г. Улан-Удэ Республики Бурятия, г. Йошкар-Ола Республики Марий Эл, г. Якутска Республики САХА (Якутия), Ямало-ненецкого национального округа.
Актуальность идеи комплексного обучения в одно и то же время и детей и взрослых, которая была апробирована в Кировской области в июле 2012 г., была одобрена многими педагогами регионов, участвовавших в обучении. Многие вопросы, которые изучались в процессе курсовой подготовки взрослых, были интересны детям, в то же время, взрослые становились активными участниками мастер-классов для детей.
Опыт проведения очно-дистанционного обучения по данному курсу, включающему новые перспективные вопросы, привлек внимание, как педагогов, так и администраторов, активно внедряющих новые информационные технологии. 

понедельник, 8 октября 2012 г.

Медиаобразование – подготовка к жизни в информационном пространстве

В Таганрогском государственном педагогическом институте им. А.П. Чехова в сентябре 2012 прошла международная научная конференция «Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций».
Начнем с определения термина. Медиа – общее название средств массовой коммуникации. Есть медиа визуальные – печать, фотография, компьютерная графика. Есть аудийные (звуковые) – звукозапись, радио. Есть аудиовизуальные – кинематограф, телевидение, видео, Интернет. То, что медиа оказывают сильное влияние на людей, всем известно. А вот какое именно? Такие возможности медиа, как широкоохватность, массовость, информативность, быстрая реакция на события, скорее всего, позитивны. Но есть и масса примеров негативных воздействий медиа на аудиторию: манипулятивные приемы формируют зависимость от чужого мнения, экранное насилие порождает подражание ему и т. д. Изучает все это Media Studies, теория и исследования медиа – одна из самых молодых и модных отраслей социальных и гуманитарных наук в мировом масштабе.
Особое место в контексте Media Studies занимает медиаобразование. Это специфическое направление в педагогике – media education – сформировалось в педагогической науке в XX веке. «Российская педагогическая энциклопедия» определяет медиаобразование как направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации. Основные задачи медиаобразования – подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств. Медиаобразование рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. В процессе медиаобразования приобретается медиаграмотность (медиакомпетентность), помогающая лучше понять язык экранных искусств, активно использовать возможности информационного (коммуникационного) поля телевидения, радио, видео, кинематографа прессы, Интернета. Медиаграмотный человек способен осознанно оценивать медиатексты, поддерживать критическую дистанцию по отношению к массовой культуре и сопротивляться манипуляциям. Вот и ответ на вопрос, для чего нужно медиаобразование.
Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию, инструментом поддержки демократии. Медиаобразование – молодая отрасль науки и образовательной практики. Оно находится в стадии становления, ищет собственную специфику и место в культуре. Актуальность его проблематики побудила Министерство культуры РФ, Российский институт культурологии, ТГПИ им. А.П. Чехова, Ассоциацию кинообразования и медиапедагогики России и Научно-образовательное культурологическое общество организовать международную научную конференцию «Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций» по программе научных мероприятий, посвященных 80-летию Российского института культурологии.
Местом проведения конференции был избран ТГПИ им. А.П. Чехова. И отнюдь не случайно. Здесь в 2001–2012 годах коллектив научной школы «Медиаобразование и медиакомпетентность» под руководством профессора А.В. Федорова опубликовал ряд монографий, учебных пособий и сборников учебных программ по медиаобразованию для вузов. Важно отметить, что именно этому научному коллективу принадлежит инициатива открытия и регистрации новой вузовской специализации «Медиаобразование» (03.13.30), по которой с сентября 2002 г. в ТГПИ осуществляется набор студентов (первый выпуск состоялся в 2007 u/).
Конференции привлекла ученых из Польши, Украины (Киев, Запорожье, Симферополь), Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Челябинска, Омска, Иркутска. 
Медиаобразование – подготовка к жизни  в информационном пространстве
Конференция открылась докладом профессора К.Э. Разлогова. Его все узнавали сразу: как говорится, «медийное лицо», известнейший кинокритик, автор и ведущий телепередач. Кроме того, Кирилл Эмильевич – доктор искусствоведения, председатель Оргкомитета конференции, директор Российского института культурологии (Москва), заслуженный деятель искусств России, кавалер ордена «За заслуги в искусстве и литературе» (Франция), директор программ Московского международного кинофестиваля. Естественно, он был в центре внимания.

В своем докладе «Кинообразование как миф и реальность» Разлогов полемически размышлял о проблемах развития кино- и медиаобразования в современном обществе. Парадоксальность его мысли обычно шокирует «широкую общественность», но вызывает острый интерес специалистов. Для примера – фрагмент доклада: 
«Эпоха просветительства породила иллюзию, что европейская «культура для образованных» является объединяющим началом для всех граждан планеты. Эта иллюзия была развенчана в ХХ веке, к середине которого стало очевидно, что таким объединителем всех и вся становится глобальная развлекательная массовая культура, по отношению к которой все прочие становятся субкультурами, определяемыми по самым разным основаниям. Именно они равны между собой, и в их числе оказывается субкультура творческой интеллигенции, так называемая высокая, или элитарная, культура. (…) Взаимодействие культур осуществляется в пространстве медиа. Медиа являются основными носителями тенденции глобализации. Они составляют плавильный котел массовой культуры. Последняя же не предполагает специального обучения. Более того, эстетическое воспитание является препятствием для адекватной оценки произведений массовой культуры. (…) Она основывается на непосредственном переживании. Поэтому ее шедевры значительно быстрее оценивают «некультурные» подростки, нежели читающая и пишущая публика (…) Трагедия творческой интеллигенции при этом состоит (…) в том, что власть творцов теперь распространяется не на культуру вообще (где властвуют дельцы), а только на субкультуру творческой интеллигенции. Последняя же охватывает в любом обществе от 4 до 7 процентов населения. (…) Всеобщее медиаобразование и превращение всего населения земного шара в специалистов – прекраснодушная утопия. Столь же утопично внедрение в массовую аудиторию вкусов и предпочтений творческой интеллигенции…»
Медиаобразование – подготовка к жизни  в информационном пространстве
Руководитель научной школы профессор А.В. Федоров, сопредседатель Оргкомитета конференции, проректор по научной работе ТГПИ, доктор педагогических наук, главный редактор журнала «Медиаобразование», в докладе «Анализ стереотипов политически ангажированных медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории (на примере фильмов Ренни Харлина «Рожденный американцем» (1986) и «Пять дней в августе» (2011)» продемонстрировал на ряде эпизодов из этих фильмов, как важно развивать у студентов умения анализа медиатекстов.

Александр Викторович рассказал, как обратить внимание студенческой аудитории на использование основных приемов манипулятивного воздействия: «Для этого используется: «просеивание» информации (аргументированное выделение истинного и ложного, очищение информации от «румян» и «ярлыков» путем сопоставления с действительными фактами и т.д.); снятие с информации ореола «типичности», «простонародности», «авторитетности»; критический анализ целей, интересов «агентства», то есть источника информации. Так, анализируются следующие приемы манипулятивного воздействия: «оркестровка» – психологическое давление на аудиторию в форме постоянного повторения тех или иных фактов вне зависимости от истины: тотальное подчеркивание положительных качеств американских персонажей и отрицательных качеств у персонажей русского происхождения; «селекция» («подтасовка») – отбор определенных тенденций – к примеру, только позитивных или негативных, искажение, преувеличение/преуменьшение данных тенденций. В фильмах Р.Харлина есть только «черное» и «белое»: все позитивные события связаны с действиями американских персонажей, а все отрицательные – русских; «наведение румян» (приукрашивание фактов); «игра в простонародность», включающая, к примеру, максимально упрощенную форму подачи информации...»
На пленарном заседании также выступили А.П. Короченcкий, декан факультета журналистики Белгородского государственного университета, доктор филологических наук, профессор («Медиаобразование и формирование гражданственности россиян: проблемы и перспективы»), Г.В. Онкович, доктор педагогических наук, профессор, Институт высшего образования Национальной академии педагогических наук Украины («Горизонтальный и вертикальный векторы современной медиадидактики»), М. Соколовский (Польша), заведующий кафедрой социологии, доктор наук, профессор Варминьско-Мазурского университета («Media education in Poland – an outline of the subject»), Л.М. Баженова, к. п. н., ст. научный сотрудник Института художественного образования РАО («Содержание и структура вариативных моделей изучения экранных искусств в школе»), Е.А. Бондаренко, к. п. н., доцент, зав. лабораторией медиаобразования Института содержания и методов обучения РАО («Современное массовое медиаобразование в России: концептуальные проблемы»), И.А. Фатеева, доктор филологических наук, зав. кафедрой журналистики и медиаобразования Челябинского госуниверситета («Уроки медиабезопасности в школах Челябинской области: организационно-методический аспект»), С.Б. Цымбаленко, президент Агентства ЮНПРЕСС (Москва), доктор педагогических наук («Проблемы развития медиакультуры подрастающего поколения»). Затем работали секции: «Основные тенденции развития массового и профессионального медиаобразования», «История развития медиаобразования», «Теория, философия и социология медиа».
Завершил конференцию круглый стол «Медиаобразование в России: запрещать или образовывать?». Кирилл Разлогов привез фильм сербского режиссера Майи Милош «Клип», который победил на Международном кинофестивале в Роттердаме. Как раз накануне Министерство культуры РФ отказало фильму в выдаче прокатного удостоверения. Участники конференции посмотрели его минут двадцать и решили, что и так все ясно. Последовавшее обсуждение за круглым столом было куда интереснее фильма. Его анализировали с позиций медиаобразования. Звучали неожиданные мысли, глубокие суждения, остроумные реплики – научная дискуссия удалась. Конференция тоже. Может быть, встречи специалистов по медиаобразованию в Таганроге продолжатся в будущем. 

воскресенье, 16 сентября 2012 г.

воскресенье, 15 июля 2012 г.

Итоги межрегионального проекта по организации работы СМИ в образовательных учреждениях Кировской области

C 10 по 30 июня Институтом развития образования Кировской области и Центром международного сотрудничества был проведен совместный межрегиональный проект по организации деятельности современных школьных и молодежных СМИ. 

В рамках этого проекта 13-14 июня в Институте развития образования прошли обучение 27 педагогов из Афанасьевского, Верхошижемского, Зуевского, Кирово-Чепецкого, Мурашинского, Нолинского, Омутнинского, Оричевского, Унинского, Уржумского районов, городов Кирова, Кирово-Чепецка, Котельнича, Слободского, а также Глазова Республики Удмуртия. 
Основной задачей курсовой подготовки было ознакомление педагогов с новыми направлениями в организации и развитии школьных медийных средств массовой информации, анализ имеющихся в школах СМИ, разработка направлений и стратегии дальнейшего взаимодействия школьных средства массовой информации региона при реализации новых ФГОС и развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся. 
В процессе курсовой подготовки слушатели познакомились с тем, как развиваются СМИ в образовательных учреждениях России и зарубежья, каким требованиям они должны соответствовать для эффективного участия во всероссийских конкурсах, получили пакет документов для организации работы и обучения. Тематика курсов включала ознакомление со школьными газетами, журналами, альманахами, радио, телевидением, с применением потенциальных возможностей сетевых ресурсов. По мнению слушателей, данное инновационное направление деятельности ИРО Кировской области является в настоящее время актуальным и важным. 

Вторая часть проекта была связана с проведением в ДОЛ «Березка» смена юных журналистов. Участниками смены были 36 детей из Оричевского, Санчурского, Яранского районов, городов Кирова, Кирово-Чепецка, Котельнича. 
В задачи смены входили: 
подготовка юношей и девушек к успешной жизни в современном информационном обществе; накопление опыта в сфере телевидения и журналистики через мастер-классы специалистов этих сферах деятельности; приобретение участниками смены навыков общения с иностранной молодежью, преодоление языковых барьеров в общении, изучение традиций других народов; формирование и развитие лидерских качеств и активной жизненной позиции современной молодежи; помощь подросткам в самоопределении, формировании жизненных ценностей. 

В программе смены были: 
- мастер классы специалистов, обучение мастерству телевидения и журналистики; 
- практические задания из области телевидения и журналистики — написание статей и заметок, верстка газеты, съемка и монтаж сюжетов о жизни лагеря и детей, фотографирование, обработка фотографий, создание коллажей, звукозапись, работа рекламного и информационного агентства и многое другое; 
- калейдоскоп культур: проведение иностранными волонтерами тренингов, мастер-классов, бесед о своей стране, ее культуре, средствах массовой информации; 
- развивающие, деловые и познавательные игры и конкурсы: на общую эрудицию, на смекалку, фотокроссы, прочие игры, в которых ребята закрепляют полученные на занятиях знания; 
- досуговый блок: общелагерные игры (в том числе ночные), вечерние конкурсы (интеллектуальные, развлекательные), лагерные праздники, дискотеки. 

Организаторы смены: Кировское областное государственное бюджетное учреждение «Центр международного сотрудничества», Институт развития образования Кировской области, Ассоциация юных журналистов Кировской области совместно с ООО детским оздоровительным лагерем «Березка». 
Координаторы деятельности по проведению смены: 
КОГБУ «Центр международного сотрудничества», директор Г.А. Барминов, куратор смены А.Н. Долматов. 
Институт развития образования Кировской области, ректор Г.А. Русских, зав.кафедрой информационных технологий в образовании Т.С. Пивоварова, куратор смены М.В. Кузьмина. 

Для участия в Проекте, организованном специально для образовательных учреждений Кировской области, были приглашены ведущие специалисты в сфере детско-юношеской прессы и телевидения из Москвы, Екатеринбурга, Чебоксар. В течение смены ее гостями, руководителями мастер-классов, тренингов, практических занятий стали более 20 гостей и специалистов: 
- Президент творческого объединения ЮНПРЕСС С.Б. Цымбаленко (г.Москва). 
- Председатель правления Детско-молодежной общественной организации юных корреспондентов Свердловской области Ю.В. Шинкаренко, 
- член Международного Союза журналистов РФ Е.Н.Суховей (г.Чебоксары), 
- организатор Ассоциации юных журналистов Кировской области и фестиваля «Под парусом мечты» Д.В. Мальцев, 
- журналист, корреспондент, телеведущая, шеф-редактор, ведущая программы "Вести-Киров" ГТРК Вятка О.Л. Романова, 
- редактор газеты вятского учительства «Педагогические ведомости» Н.Ю. Смирнова, 
- организатор фестиваля юношеской прессы «Под парусом мечты» Д.Н. Вохмянин, 
- преподаватель кафедры педагогики и психологии института развития образования Кировской области, руководитель областного конкурса школьных газет А.В. Зырянова, 
- поэтесса, выпускница филологического факультета ВятГГУ, корректор информационно-правового центра «КонсультантКиров», выпускница студии "Лев-Кино" Е.А. Храмцова, 
- журналистка, выпускница МГЭИ, корректор А.Л. Садохина, 
- студент ВятГУ, обладатель премии Президента РФ в поддержку талантливой молодежи А.И. Кузьмин, 
- команда газеты “PROГород” Кирово-Чепецк: М.Дьяченко, М.Ведерникова, О.Бахрин. 
- руководитель СтудТВ Кировской области Кировского областного киноклуба Ф.К. Колышницын, 
- студент театрального колледжа О.П. Табакова (г.Москва), обладатель премии Президента РФ в поддержку талантливой молодежи, выпускник медиастудии «Лев-Кино» Кировской области А.Д. Касимов, 
- руководитель пресс-группы Кировской области в ДООЦ «Команда» (г.Москва), учитель русского языка и литературы школы №51 г.Кирова И.Л. Печенкина, 
- преподаватель школы искусств «Лев-Арт» О.А. Южанина, 
- выпускница ВятГГУ, по специальности «Организация работы с молодежью» К.Н. Мариева, 
- студенты журналисты из Франции, 
- детский пресс-центр медиастудии "Лев-Кино" пгт Левинцы Оричевского района. 

Смена была логически разделена на четыре периода: 
- организационный, который завершился созданием холдинга, включающего восемь организаций: 2 газеты разной направленности (информация о лагере, информация о смене), 1 журнал, телевидение, радио, фотостудию, рекламное агентство, информационный центр; 
- три основных модуля: по окончании каждого четырехдневного модуля все организации презентовали свои продукты, подводили итоги, генерировали идеи, намечали перспективы. 

Каждый день ребята по организациям и все вместе подводили итоги дня, выбирали командира и трех его помощников на следующий день, писали пресс-релиз по итогам дня, который зачитывался всем на следующее утро. 
В лагере существовала система оценивания работ и активности его участников. Дети могли заработать звезды от гостей, команды, вожатых. По окончании смены были подведены итоги: всего созданы 8 газет «Журналистская правда» и «Свежая газета», 2 журнала, фотобанк, фотоколлажи, 8 телесюжетов, радиосюжет, 20 пресс-релизов по итогам дня, рекламные и информационные материалы о жизни и событиях во всех отрядах «Березки». Фото и видеоматериалы лагеря, газеты и журналы размещены в группе http://vk.com/club39872872

По итогам работы участников смены первое место и главную награду – путевку в ВДЦ «Орленок» на Фестиваль Визуальных искусств получил участник студии «Горизонт», учащихся школы №5 г.Котельнича Екатеринчев Кирилл, второе и третье места и сертификаты на сумму 1500 и 500 р. получили соответственно Кукина Анастасия и Давыдова Дарья, учащиеся Гимназии №1 г.Кирово-Чепецка. 

Дипломами за активное участие были отмечены учащиеся из Оричевского и Санчурского районов, а также Вятской Православной гимназии. Наибольшее представительство в смене было из г.Кирова, Оричевского, Санчурского районов. 
Характерно участие и активность целых школьных редакций: школы пгт Санчурск, школы №51 г.Кирова, Кировского экономико-правового лицея, школ пгт Левинцы, пгт Мирный, пгт Оричи, пгт Торфяной, Гимназии №1 г.Кирово-Чепецка, Вятской Православной гимназии. 

Для Института и кафедры информационных технологий в образовании - это новый проект. Но журналистские проекты институт активно поддерживает уже много лет: фестиваль "На семи холмах", детский пресс-центр Недели информатизации на Вятской земле, конкурс школьных газет, курсы для организаторов СМИ в образовательных учреждениях, а теперь – Лагерь юных журналистов. Преподаватели Института выезжали в лагерь для работы с тем молодежным активом области, который в самое ближайшее время положит на стол областного жюри сделанные ими школьные газеты. Но главное то, что сегодняшние юные журналисты уже через несколько лет будут делать настоящие взрослые средства массовой информации. Какими они будут? Многое зависит от выбранной нами стратегии развития и модернизации современных школьных и молодежных СМИ. 
В процессе обучения руководителей школьных СМИ в Институте, ими были написаны размышления на тему "СМИ будущего". Об этом же рассуждали и дети. Любопытно отметить, что мечты детей оказались более оптимистичными. Дети верят в то, что смогут сохранить, развить, изменить в русле информационного века современные и новые СМИ. 

Кафедра информационных технологий в образовании ИРО Кировской области и региональные координаторы Лиги юных журналистов РФ в ближайшее время планируют провести много интересных мероприятий как для юных журналистов, так и для их наставников:
- освещение молодежными СМИ Дня Российского кино 27 августа (место и время будет указано здесь http://kinoklubkirov.ucoz.ru); 
- освещение молодежными СМИ Дня знаний;
- освещение молодежными СМИ областного кинослета 21-23 сентября (подробности здесь http://kinoklubkirov.ucoz.ru);
- областной семинар прессы образовательных учреждений 24 сентября в ИРО Кировской области, семинар посвящен подготовке к областному конкурсу школьных газет(подробности здесь www.krcdo.ru и www.kiroipk.ru), в семинаре участвуют команды: дети и взрослый,
- с 1 октября областной конкурс прессы образовательных учреждений, лучшие работы будут рекомендованы к участию во Всероссийском конкурсе школьных СМИ (подробности здесь www.krcdo.ru и www.kiroipk.ru);
- декабрь 2012 слет юных журналистов, посвященный окончанию областного конкурса школьной прессы (подробности здесь www.krcdo.ru и www.kiroipk.ru);
- расширение номинаций конкурса школьных СМИ и конкурса образовательных видеоматериалов в новых востребованных направлениях;
- участие школьных СМИ в освещении мероприятий Всероссийского фестиваля "Встречи на Вятке" (время и место проведения http://vstrechinavyatke.narod.ru);
- участие школьных СМИ в Международном образовательном Форуме;
- участие школьных СМИ в ЛЮЖ-2013;
- подготовка областного пресс-отряда для освещения мероприятий в детских образовательно-оздоровительных лагерях России;
и многое другое. 

Проект «Организация работы СМИ в образовательных учреждениях» - это начало важной работы связанной с развитием медиаобразования в Кировской области в направлении его медиаконвергентности, взаимопроникновения, взаимосвязи многих компонентов будущих СМИ. Как и в ФГОС второго поколения, особое внимание в этом процессе уделяется развитию школьных печатных органов и телевидению, а также другим медиа: образовательной блогосфере, образовательным сайтам, радио, подкастингу, компьютерной графике, фотография, детскому кино. Радует то, что современные СМИ меняются в ногу со временем и даже опережая время. В этом прогностическая функция медиаобразования в Кировской области, направления развития которого рассматриваются на интернет-форуме ИРО Кировской области по адресу http://kirovipk.ru/forum/8

среда, 11 июля 2012 г.

Медиаобразование и информационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовани

Руководители студий экранного медиатворчества, участники Форума "Бумеранг", в период с 10 по 30 августа приглашаются пройти повышение квалификации на курсах "Медиаобразование и информационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании".
В программе курсов повышения квалификации мастер-классы и лекции, мастерские и круглые столы ведущих преподавателей ВГИКа, Высшей национальной школы телевидения и радио, Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова. 
Тематика курсов связана с актуальными вопросами развития медиакомпетентности современных педагогов и формированием медиакультуры учащихся в условиях активного внедрения аудиовизуальных и информационно-телекоммуникационных технологий в образовании. 
Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и новые Федеральные Государственные образовательные стандарты ориентированы на активное внедрение медиаобразования, дистанционного образования, информационно-телекоммуникационных технологий, развитие школьного телевидения и школьных печатных органов. Это предъявляет ряд новых требований к компетентностям современных педагогов, которые подтверждаются в процессе их аттестации. 
Вопросы совершенствования знаний в области экранного медиатворчества и развития новых компетентностей будут рассмотрены в процессе курсовой подготовки и подтверждены в практической деятельности на курсах.
Тематика курсов предусматривает изучение вопросов развития детского кино, телевидения и других СМИ, ознакомление в теорией и практикой работы над созданием фильмов, телепередач, печатной продукции, интернет вещания, а также психолого-педагогические аспекты развития творческого потенциала детей и организации работы детского коллектива.
Объем курсовой подготовки 104 часа.
Форма обучения очно-дистанционная.
По окончании курсов выпускники получают свидетельство о повышении квалификации государственного образца. 
Подробности можно узнать по электронной почте kuzminamv@gmail.com 

среда, 6 июня 2012 г.

Бриллиантовый юбилей


Президент факультета журналистики
МГУ им. М.В.Ломоносова
Ясен Николаевич Засурский
7 июня, факультет журналистики МГУ имени Ломоносова отметит бриллиантовый юбилей – 60 лет со дня основания. Трудно сказать, сколько легендарных ученых подарили нам стены знаменитого дома на Моховой. О тех, кого с нами уже нет, помнят не только благодаря тому, что они сочинили тома для университетской библиотеки. Знания передаются из поколения в поколение через байки – самое доверительное и сокровенное средство массовой коммуникации. А еще и самое достоверное.
Вот например, хотите верьте, хотите нет, а ведь преподавал на журфаке граф Толстой. Правнук знаменитого писателя, Илья Владимирович Толстой, посвятил этому занятию более 40 лет. Сын выдающегося филолога Владимир окончил все тот же журфак и с 1994 года возглавляет музей-усадьбу «Ясная Поляна», продолжая дело отца по объединению Толстых. А читал Илья Толстой современный русский язык. Выпускники вспоминают, что на лекциях мало что понимали, но преподавателя считали лояльным.

воскресенье, 22 апреля 2012 г.

Специализированная смена для современных молодежных СМИ

С 10 по 30 июня 2012 года юные журналисты Кировской области побывали в ООО детский оздоровительный лагерь «Березка» для участия в специализированной смене современных молодежных СМИ. 
Школьники, родители, педагоги, администрация образовательных учреждений заинтересованы в реализации новых подходов при организации работы молодежных и школьных СМИ.
С вопросами работы современного детского телевидения и школьной прессы участников специализированной смены познакомили Президент творческого объединения ЮНПРЕСС С.Б.Цымбаленко (г.Москва), Председатель правления Детско-молодежной общественной организации юных корреспондентов Свердловской области Ю.В.Шинкаренко, член Международного Союза журналистов РФ Е.Н.Суховей (г.Чебоксары), региональные координаторы Лиги юных журналистов РФ, члены Союза журналистов РФ.
Цели Лагеря: 
познакомить детей с культурными традициями разных стран, способствовать расширению их кругозора, получению новых знаний и практического опыта в области телевидения и журналистики.
Задачи Лагеря: 
- подготовка юношей и девушек к успешной жизни в современном информационном обществе;
- накопление опыта в сфере телевидения и журналистики через мастер-классы специалистов этих сферах деятельности;
- приобретение участниками Лагеря навыков общения с иностранной молодежью, преодоление языковых барьеров в общении, изучение традиций других народов;
- формирование и развитие лидерских качеств и активной жизненной позиции современной молодежи;
- помощь подросткам в самоопределении, формировании жизненных ценностей.
Организаторы Лагеря: Кировское областное государственное бюджетное учреждение «Центр международного сотрудничества», институт развития образования Кировской области и Ассоциация журналистов Кировской области совместно с ООО детским оздоровительным лагерем «Березка».
Координаторы деятельности по проведению Лагеря являются: КОГБУ «Центр международного сотрудничества», Институт развития образования Кировской области.
Участниками Лагеря были дети Кировской области
Требования к детям-участникам Лагеря:
- возраст от 12 до 15 лет;
- активная жизненная позиция;
- отсутствие вредных привычек;
- стремление к получению знаний в области журналистики и телевидения.
Программа Лагеря 
В программу Лагеря входили:
- мастер классы специалистов;
- обучение мастерству телевидения и журналистики (практические задания из области телевидения и журналистики — верстка газеты, съемка сюжетов лагерных, съемка социальных роликов);
- калейдоскоп культур: проведение иностранными волонтерами тренингов и мастер-классов, бесед о своей стране, ее культуре, средствах массовой информации и т.д.;
- развивающие, деловые и познавательные игры и конкурсы: на общую эрудицию, на смекалку, фотокроссы, прочие игры, в которых ребята закрепляют полученные на занятиях знания;
- досуговый блок: общелагерные игры (в том числе ночные), вечерние конкурсы (интеллектуальные, развлекательные), лагерные праздники, дискотеки.
Во время смены ее руководителями были участники Всероссийского Форума детского и юношеского экранного творчества "Бумеранг" 2006-2011 гг., поэтому программа и гости смены были связаны с "Бумерангом".
Руководители мастер-классов и гости смены:
1.Цымбаленко С.Б., д.п.н, Президент Творческого объединения ЮНПРЕСС, Вице-Президент Форума "Бумеранг" (Москва);
2.Суховей Е.Н, член Международного Союза журналистов РФ, директор Международного фестиваль "Волжские встречи", участник "Бумеранга" 2007-2011 (Чебоксары);
3.Акатьев А.Л, заместитель Генерального директора ВГТРК "Вятка", Заслуженный работник культуры, член Союза журналистов РФ;
4.Смирнова Н.Ю., Главный редактор газеты "Педагогические ведомости", член Союза журналистов РФ;
5.Шинкаренко Ю.В. писатель, исследователь молодежных субкультур, Председатель правления Детско-молодежной общественной организации юных корреспондентов Свердловской области, участник "Бумеранга" 2006-2011;
6.Оксана Романова, журналист, корреспондент, телеведущаяй, шеф-редактор, ведущая информационной программы "Вести-Киров";
7.Мальцев Д.В., руководитель Кировского отделения Лиги юных журналистов РФ, директор фестиваля юношеской прессы "Под парусом мечты";
8.Дмитрий Вохмянин, журналист, член оргкомитета фестиваля юношеской прессы «Под парусом мечты»;
9.Пресс-группа газеты PROГород: редактор Маргарита Дьяченко, журналист - Майя Ведерникова (вожатая "Бумеранга" 2009-2011), PR менеджер - Оксана Бахрин
10. Анастасия Зырынова, преподаватель ИРО Кировской области, руководитель областного конкурса школьных газет;
11.Феликс Колышницын, Областной киноклуб, руководитель "СтудТВ";
12.Евгения Храмцова, поэтесса, автор сборников стихов, выпускница медиастудии "Лев-Кино";
13.Мариева Ксения Николаевна, выпускница ВятГГУ по специальности «Организация работы с молодежью»;
14.Анна Садохина, журналист, выпускница журфака МГЭИ;
15.Алексей Кузьмин, вожатый ВДЦ "Орленок", участник "Бумеранга" 2006 и 2011;
16.Артур Касимов, студент театрального колледжа О.П.Табакова (г.Москва), участник "Бумеранга" 2009-2010, выпускник медиастудии "Лев-Кино";
17.Команда медиастудии "Лев-Кино" (оператор, журналист, фотограф), участники "Бумерага" 2008-2011;
18. Пресс-отряд детского образовательно-оздоровительного лагеря "Команда" (Московская область);
19. Студенты волонтеры из Франции.

суббота, 21 апреля 2012 г.

Организация работы школьных СМИ

Институт развития образования Кировской области в период с 13.06 по 14.06.2012 года в соответствии с планом-проспектом внебюджетных курсовых мероприятий проводил краткосрочные курсы повышения квалификации по теме «Организация работы школьных СМИ».
Содержание курсов «Организация работы школьных СМИ»
В ходе курсовой подготовки слушатели познакомились со стратегией модернизации школьных СМИ в соответствии с потребностями современных образовательных учреждений, внедрением новых ФГОС и глобальными изменениями, происходящими в информационном обществе. Школьники, педагоги, родители, администрация образовательных учреждений заинтересованы в реализации новых подходов при организации работы школьных СМИ. С этими вопросами слушателей познакомили Президент творческого объединения ЮНПРЕСС С.Б.Цымбаленко (г.Москва), Председатель правления Детско-молодежной общественной организации юных корреспондентов Свердловской области Ю.В.Шинкаренко (г.Москва), член Международного Союза журналистов РФ Е.Н.Суховей (г.Чебоксары), региональные координаторы Лиги юных журналистов РФ, члены Союза журналистов РФ. 

Объем часов 16 часов
Форма обучения очная
Категория слушателей руководители и педагогии общеобразовательных учреждений, преподаватели начального и среднего профессионального образования, педагоги дополнительного образования, связанные с созданием школьных печатных изданий. Место проведения курсов г.Киров, ул.Р.Ердякова 23/2, ИРО Кировской области,  кафедра информационных технологий в образовании. Подробнее на www.krcdo.ru
По окончании обучения слушателям выданы справки, позволяющая включиться в накопительную систему для получения удостоверения (свидетельства) о повышения квалификации.

пятница, 13 апреля 2012 г.

Создание блогов и видео в Лицее №9 г.Слободского

Пятница тринадцатое. Создаем блоги педагогов лицея.
Алгоритм создания блога :

1. Регистрируем акаунт в google.ru
2. Еще - все сервисы - Blogger
3. Новый блог
4. Заголовок
5. Адрес
6. Шаблон (выделить желаемый шаблон)
7. Создать блог
8. В открывшемся окне можно, выделив блог, изменить его шаблон, дизайн, страницы, настройки
9. Если Вас все устраивает в оформлении, создавайте сообщения, добавляйте в них изображения, видео, ссылки.
Это функция "Создать сообщение". У сообщения есть заголовок и текст.
После того, ка к текст сообщения написан, картинки (по желанию) добавлены, нажимаете "Публикация".
Екатерининская церковь
Кнопки "Создать сообщение", "Опубликовать", Обновить" оранжевого цвета.
Пример блога педагога http://karinka-teacher.blogspot.com
Преображенский собор
После занятий можно немного познакомиться и с городом Слободским. 
Это старинный город, датой  основания Слободского считается 1505 год, когда Иваном III была подписана грамота о пожаловании наместнику А.И.Племянникову "Слободского городка на Вятке". До 1599 года город именовался Слободой, Слободой Верхней, Слободским Городком, Слободским посадом.
В Слободском родились: поэт-переводчик Е.Костров, писатели А.И. Емичев и В.В.Лебедев, академик А.Н.Бакулев, писатель-романтик А.С.Грин, известный ботаник Н.А.Буш, крупный фармаколог Н.В.Вершинин, доктор физико-математических наук Д.П.Кирнос, доктора медицинских наук В.И.Копанев, С.В.Лобачев, Е.П.Мануйлов, А.М.Кропачев, Б.А.Ивановский и многие другие. 
Действующий женский монастырь
В Слободском много красивых старинных домов, бывших купеческих особняков с колоннами и каменными львами. А в доме, принадлежавшем купцу Гусеву, останавливалась вдова А.С.Пушкина Наталья Николаевна Ланская (сейчас это здание почты). Наталья Ланская также побывала в здании больницы, которая действует в этом же помещении и сейчас.
В городе сохранено и продолжает действовать много старинных православных храмов.
Наверное, не случайно в 1994 году Слободской посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
В центре городе находится действующая Екатерининская церковь 1699 года. Можно отметить что в городе мирно соседствуют на одной площади старинная церковь и памятник Ленину, действующий женский монастырь по странному стечению обстоятельств располагается на углу улиц Ленина и Большевиков, а Преображенский собор и Благовещенская церковь находятся... на площади Революции.

четверг, 12 апреля 2012 г.

Сетевое портфолио педагога

Пример сетевого портфолио педагога http://www.openclass.ru/node/24638
Примерные разделы:
Раздел 1. "Общие сведения о педагоге" 
Фамилия, имя, отчество:
Дата рождения:
Место работы:
Должность:
Трудовой стаж:
Педагогический стаж:
Квалификационная категория:
Образование:
Повышение квалификации:
Награды:
Раздел 2. "Результаты педагогической деятельности"
Список призёров и победителей в олимпиадах и конкурсах
Результаты ГИА и ЕГЭ
Раздел 3. "Научно-методическая деятельность"
Участие в профессиональных конкурсах:
Распространение опыта:
Участие в сетевых сообществах:
Проведенные тренинги, мастер-классы, семинары
Организованные сетевые проекты и конкурсы:
Публикации:
Раздел 4. "Внеклассная работа по предмету"
Участие учащихся в конференциях и конкурсах
Участие учащихся в конкурсах на страницах Интернет

среда, 29 февраля 2012 г.

Закон о дистанционном образовании


Президент России Дмитрий Медведев подписал закон о дистанционном образовании, сообщила в среду пресс-служба Кремля. Соответствующий закон был принят Государственной Думой 14 февраля и одобрен Советом Федерации 22 февраля 2012 года.
"При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии", - говорится в пояснительной записке к документу", - говрится в пояснительной закписке к документу.
В законе также разъясняется процедура лицензирования учреждений, применяющих эту систему обучения.
По материалам  http://pedsovet.org/news/

вторник, 7 февраля 2012 г.

Форум безопасного Интернета


7 февраля Международный День безопасного Интернета, учрежденный по решению Европейской комиссии в 2004 году. В этот день в Москве в пресс-центре РИА «Новости» проводился III ежегодный "Форум Безопасного Интернета". 
Форум был организован «Лигой безопасного интернета» при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и Координационного центра национального домена сети Интернет.
Форум открыл министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев. Он отметил, что в российском интернете сегодня насчитывается более 60 миллионов пользователей, каждый из которых выходит в сеть не реже раза в месяц. 59% интернет-аудитории составляет молодежь в возрасте 12-15 лет, и этим часто пользуются злоумышленники. Министр также подчеркнул, что государство всегда готово оказывать помощь и поддержку общественным организациям, которые борются с противоправным сетевым контентом. 
Подробности, трансляция мероприятия и выступления участников размещены на сайте Форума.

четверг, 19 января 2012 г.

Медиаобразование и новые ФГОС

Элементы медиаобразования могут быть реализованы как в дошкольном образовании, так и в начальной, средней и старшей школе. Формы медиаобразования в школе могут быть следующими: через общеобразовательные предметы, в рамках дополнительного образования или как отдельный предмет.  В соответствии с новыми ФГОСами в школах России возможна реализация медиаобразования посредством первых двух моделей.
Опыт внедрения медиаобразования имеется в школах Московской области, где в 2009-2010 уч.году было реализовано медиаобразования для учащихся. Положительные итоги эксперимента обобщены в резолюции конференции « «Современные тенденции развития российского медиаобразования», которая состоялась 1-2 июня 2010 на факультете журналистики МГУ. Информация о конференции.

(20.09.2011) Медиаобразование школьников (Пенза). Семинар в форме видеоконференции, посвящённый проблеме медиаобразования школьников. В работе семинара приняли участие пензенские учителя и специалисты из московских школ. Цель - продумать, как учитель может нацелить ученика критично подходить к обширному ресурсу медиаинформации.
Медиаобразование в Украине. Доклад Найденовой Л.А. - ведущего специалиста в области внедрения медиаобразования в Украине. Оригинальная концепцция, рефлексивный подход.
What is media education? 

среда, 4 января 2012 г.

Российские дети подвержены рискам в интернете

Еврокомиссия занялась вопросами безопасности детей в интернете. Недавно были обнародованы данные исследовательского проекта EU Kids Online, в котором приняли участие страны Евросоюза, а также Россия и Австралия. 
В рамках проекта проводились устные и письменные опросы детей и их родителей. Российскую часть исследования проводили факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Фонд развития интернет.
По данным исследования, средний возраст первого знакомства с интернетом постепенно снижается. В Европе дети начинают пользоваться интернетом примерно с 9, а в некоторых странах и с 7 лет. В России этот возраст пока около 10 лет, но некоторые дети признаются, что начали пользоваться интернетом с 4-5 лет.
Если в Европе дети чаще всего выходят в интернет в школе (более 60%) или в общей комнате дома (60%), то есть на глазах у взрослых, то в России дети чаще пользуются интернетом в своей комнате (более 70%) или дома у друзей (более 50%). Причем чем старше школьники, тем ниже контроль со стороны взрослых: более 90% детей старше 13 лет свободно пользуются интернетом без присмотра взрослых.
Кроме того, российские дети гораздо чаще, чем их европейские сверстники, выходят в интернет с мобильных: это делает каждый третий школьник 9-10 лет и 60% - среди 15-16-летних. В Европе эти показатели в полтора и в два раза ниже, соответственно. Во время пользования мобильным интернетом, очевидно, дети обычно также свободны от родительского контроля. Другими словами, российские дети больше подвержены возможным рискам в интернете.
Многие дети в России проводят в сети гораздо больше времени, чем рекомендовано врачами и психологами для их возраста. Каждый пятый ребенок проводит у компьютера как минимум по 3 часа в день. Правда, 80% детей сообщают, что пользуются интернетом в учебных целях. 
Российские школьники также активно общаются в соцсетях и скачивают из интернета музыку и фильмы, а европейские предпочитают смотреть в сети видеоклипы.
75% российских детей имеют свой профиль в соцсетях, а почти треть - даже не один. Почти каждый пятый имеет больше 100 друзей в социальных сетях. При этом 60-80% школьников выкладывают в сети свою фамилию, точный возраст и номер школы.
По данным опроса, более 40% детей сталкиваются в сети с изображениями сексуального характера, причем 6% - каждый день. Половина российских детей постоянно знакомится с новыми людьми в интернете, а 40% признаются, что встречаются с ними в реальной жизни! В Европе знакомства в Сети заводят 29% детей, но встречаются с ними в реальности меньше 10%. Оказывается, чаще всего именно с незнакомцами наши дети общаются в социальных сетях, тогда как в Европе большинство онлайн-собеседников - реальные знакомые.
23% детей признались, что являются жертвами буллинга – этот термин подразумевает умышленно агрессивное поведение в отношении того, кто считается слабее. Это попытки унизить ребенка, которые теперь распространяются и в онлайн-среде. Например, оскорбительные комментарии или взлом странички в соцсети с размещением на ней унизительного контента. В Санкт-Петербурге эта цифра еще выше - 35%. В Европе средний показатель - 19%.
Таким образом, результаты исследования показывают, что Россия входит в зону повышенного интернет-риска для детей: возраст пользователей снижается, контроль со стороны родителей минимален, а рискованные формы общения в рунете очень распространены. Приведенная статистика, несомненно, должна заставить родителей задуматься и уделить повышенное внимание безопасности своих детей в сети.

суббота, 31 декабря 2011 г.

Что год грядущий нам готовит?

«Большие данные» и бизнес-аналитика
Аналитики прогнозируют, что в 2012 году появится множество новых удобных инструментов для сбора информации, анализа и контроля различных бизнес-процессов.
Эти инструменты будут представлять собой преимущественно SааS-решения. Многие из них будут доступны и небольшим компаниям. Кроме того, сегодня наблюдается тенденция к интеграции информации из различных источников, включая, например, статистику вебсайта, покупательское поведение, активность аудитории в социальных медиа и отклик в рамках диджитал-кампаний.


Cоциальный поиск
Социальные сети хранят огромное количество информации о своих пользователях. По прогнозам аналитиков, социальный поиск станет одним из главных трендов ближайших лет. Уже сегодня соцсети охотно заключают соглашения с такими компаниями, как Google и Яндекс, открывая пользовательский контент для индексации поисковыми системами. Это относится даже к тем социальным сетям, которые традиционно были закрытыми, таким как ВКонтакте и Одноклассники. Например, в ноябре для индексации поисковиками открылись Одноклассники.
От такого сотрудничества выигрывают все стороны: соцсети получают дополнительный трафик и новых пользователей, а поисковики – огромное количество информации, востребованной пользователями поисковых систем. Конечно, находятся и недовольные: многие пользователи возмущены, что информация о них становится общедоступной. Однако все популярные соцсети сегодня предоставляют расширенные настройки приватности: каждый пользователь может самостоятельно выбрать, какую информацию открыть для общего доступа, а какую оставить только для друзей.
Стоит отметить, что внутренний поиск большинства социальных систем сегодня оставляет желать много лучшего. Эксперты прогнозируют, что в ближайшее время в этом вопросе также произойдут значительные изменения к лучшему. А завтрашним трендом станет социальный поиск - интеграция веб-поиска и возможностей и инструментов социальных сетей. Первые шаги в этом направлении можно наблюдать уже сегодня на примере Google.
Поисковая выдача Google на сегодняшний день имеет вполне заметное социальное измерение. Например, любой сайт можно рекомендовать друзьям с помощью кнопки +1. Неоднократно сообщалось, что компания планирует использовать рекомендации пользователей для ранжирования результатов поиска и борьбы с нежелательным контентом.
А с появлением Google+ тенденция будет только усиливаться. В частности, для защиты авторских прав Google предлагает с помощью специальной метки связывать размещенные в интернете статьи с профилем их автора в Google+. А страницы брендов в соцсети с самого момента запуска были тесно связаны с поисковиком Google. В частности, для быстрого поиска бренда в Google+ достаточно ввести в поисковой строке Google запрос вида «+название бренда».
В перспективе социальный поиск Google будет выглядеть примерно так: при поиске чего-либо пользователь будет получать в первую очередь рекомендации своих друзей, релевантные его запросу. Например, планируя путешествие, при поиске информации по какому-либо туристическому направлению в топе поисковой выдачи он увидит записи и фотографии своих друзей из различных соцсетей, связанные с этим направлением, а также рекомендованные друзьями источники информации.
Cоциальная и мобильная коммерция
Взрывной рост социальной коммерции, который некоторые эксперты предсказывали еще в 2011 году, пока не случился. Скорее всего, в 2012 году произойдет значительный шаг вперед в этой сфере. Многие крупные бренды уже предприняли первые попытки в этом направлении и в следующем году будут действовать смелее, основываясь на уже имеющемся опыте.
Социальная коммерция будет рассматриваться брендами всерьез: не как дополнение к существующим каналам продаж, а как отдельный перспективный канал. Вполне вероятно, что к концу 2012 года продажи через Facebook и другие социальные сети будут достигать значимой доли в структуре продаж крупных брендов.

По прогнозам Infinite Research, в 2015 году в продажу поступит до 147 миллионов планшетных компьютеров; для сравнения, в 2010 году эта цифра составила всего 16 млн. По оценкам исследователей, уже в ближайшие 4 года количество пользователей мобильного интернета превзойдет количество тех, кто выходит в интернет с персональных компьютеров. Аналитики Abi Research прогнозируют, что рост рынка mCommerce ускорится и к 2015 году его оборот составит 119 млрд. долларов - это около 8% рынка eCommerce.
По мнению экспертов, 2012 год станет годом взрывного роста мобильной коммерции – в первую очередь, именно за счет распространения планшетников. Компании будут уделять особое внимание оптимизации своих сайтов под экраны планшетных компьютеров, поскольку покупки на сегодняшний день совершаются преимущественно с помощью веб-браузера.
По результатам исследования стратегий ритейлеров в digital среде, проведенного организацией L2, в этой сфере уже наблюдается положительная динамика, по сравнению с прошлогодними данными. В прошлом году менее 30% брендов оптимизировали свои сайты для использования с мобильных устройств. Сегодня же 67% брендов имеют мобильную версию сайта, 45% - приложение для iPhone и 39% - версию для iPad.
Программы лояльности переходят в плоскость диджитал
Программы лояльности с каждым годом становятся лучше продуманными и более простыми в использовании. В 2012 году они все чаще переходят в плоскость диджитал. Компании научатся использовать новые инструменты стимулирования спроса и интегрировать их в существующие программы лояльности. Бонусы за чекины в Foursquare и мобильные купоны станут обычной практикой для локального бизнеса. Мобильные устройства станут платформой для построения новых программ лояльности. Эти программы будут активно использоваться малым бизнесом для конкуренции с крупными игроками, такими как Starbucks, и как альтернатива предложениям скидочных сайтов, таких как Groupon.
Почти половина покупателей на сегодняшний день используют свои мобильные телефоны, чтобы сравнивать цены на товары и находить спецпредложения. Оборот реализованных мобильных купонов в мире достигнет $43 млрд к 2016 году. В наступающем году в программах лояльности будут все чаще использоваться интегрированные данные из разных источников (история покупок, отклик на маркетинговые кампании, активность в социальных медиа) для персонализации предложений для конкретного клиента.
Появляются и специализированные сервисы: так, совсем недавно грант от Microsoft получил российский стартап ShopPoints - мобильный сервис, помогающий магазинам привлекать покупателей, а покупателям - получать бонусы от магазинов. Пользователям с установленным на смартфон мобильным приложением начисляются баллы за различные действия: посещение торговой точки, сканирование штрихкодов, покупки и т.д. Полученные баллы можно поменять на подарочные сертификаты магазинов-партнеров и другие призы. ShopPoints уже сотрудничает с одной из крупных московских сетей потребительской электроники, а также с магазинами одежды и обуви.
Мобильные платежи

«К концу 2012 года Google докажет, что система мобильных платежей Google Wallet весьма популярна среди пользователей. В 2014 году Google Wallet будет поддерживаться сотовыми операторами по всему миру», - прогнозирует старший аналитик по мобильной коммерции и NFC исследовательской компании ABI Research Марк Беккью.

На рынке также ходят слухи о планах Apple по выходу на рынок мобильных платежей. Аналитики ABI Research считают, что Apple представит продукт (скорее всего, новый iPhone 5) с поддержкой мобильного кошелька уже в 2012 году. По мнению экспертов рынка, доля смартфонов с NFC-чипами может увеличиться до 50-70% всего за два-три года.
Возможно, уже в течение ближайших лет объединение геолокации, программ лояльности и покупок с помощью мобильного телефона станет реальностью. Добавьте сюда узкотаргетированную мобильную рекламу – и вы получите процесс покупки будущего.
"Умное" телевидение

Аналитики предсказывают, что 65% телевизоров, проданных в 2012 году, будут относиться к "умным" телевизорам. А появление первого телевизора Apple может дать новый мощный толчок этому рынку. Немаловажно и то, что появляется все больше контента для «умных» телевизоров. YouTube инвестирует $100 млн в это направление. В конце концов, наступит день, когда на экране телевизора пользователю будет доступен тот же контент, что и на экране компьютера, а также большинство популярных веб-сервисов, в том числе социальных. Для рекламодателей это будет означать доступ к новой огромной аудитории с теми же возможностями таргетинга, которые ранее были возможны только в традиционном интернете или на мобильных девайсах. Компания LG недавно объявила о сотрудничестве с YuMe в запуске рекламной сети для телевидения.
По данным Yahoo и Nielsen, 86% интернет-пользователей пользуются мобильным интернетом во время просмотра телевидения. Это открывает огромные возможности для организации интерактивных кампаний, и некоторые компании уже активно используют потенциал «второго экрана».
Геймификация
Маркетинговые коммуникации будут продолжать развиваться в направлении организации полноценного диалога между брендом и его аудиторией. И новой формой такой коммуникации станет развлечение. Причем речь идет уже не о пассивном потреблении аудиторией развлекательного контента, а о его производстве и распространении самими людьми. Другими словами, сам контент превращается в наиболее эффективную форму рекламы бренда.
Геймификация, так же, как социальные медиа несколько лет назад, сегодня считается катализатором развития интернета и мобильных технологий. Эксперты предсказывают: в течение ближайших лет игровые механики будут использоваться повсеместно - так же, как сегодня каждое приложение, вебсайт или бренд задействуют социальные медиа в том или ином виде.

Согласно отчету компании Gartner, уже к 2015 году, по прогнозу экспертов, каждая вторая организация будет использовать игровые механики в своем инновационном процессе. «К 2014 году более 70% организаций из списка Forbes Global 2000 будут иметь как минимум одно игровое приложение», - говорится в отчете.
Технологии распознавания объектов
В 2012 году будут активно развиваться и широко использоваться технологии распознавания объектов. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, сервис Google Goggles при помощи специального алгоритма и базы данных Google распознает изображения на фотографиях, сделанных с помощью камеры мобильного телефона. Например, если на фото изображена картина, скульптура или другой предмет искусства, Google Goggles выдаст информацию о нем и координаты соответствующего музея.
А торговые автоматы компании Kraft Foods, установленные в Нью-Йорке, выдают десерт-желе Jell-O Temptations исключительно взрослым. Встроенная в машину система iSample умеет сканировать лица и отличать взрослых от детей: взрослые, которые и являются целевой аудиторией нового лакомства, беспрепятственно получают его. Детям же система сообщает: «Ты слишком молод для такой привилегии. Пожалуйста, отойди и дай взрослым получить бесплатное угощение».
Создатели проектов с использованием дополненной реальности сегодня стремятся отказаться от использования маркеров и изображений, необходимых для активации программы, в пользу автоматического распознавания объектов. Например, в виртуальной примерочной, разработанной AR Door для сети магазинов одежды Topshop, контуры человеческого тела распознаются автоматически, а управлять программой можно простыми жестами.
От традиционной модели интернета – к «интернету приложений»
Традиционная модель интернета безвозвратно устарела и скором времени исчезнет, считает Джордж Колони, основатель исследовательской компании Forrester Research. На ее место придет «интернет приложений», где ведущую роль играют облачные сервисы, подключенные к приложениям на ПК и планшетниках.
Мощность мобильных устройств стремительно возрастает, а скорость передачи данных через интернет растет значительно медленнее. Сегодня глобальная сеть использует возможности устройств по обработке и хранению данных неэффективно; переход к активному применению приложений позволит сделать интернет более удобным и быстрым.
Отмирание традиционного веба и переход к новой интернет-модели может сильно пошатнуть доминирующее положение на рынке нынешних интернет-гигантов, таких как Google и Facebook. Конкуренцию компании Apple, которая на данный момент занимает лидирующую позицию на рынке приложений, в будущем могут составить другие крупные игроки, такие как Amazon и Microsoft, считают эксперты.
Год IPO интернет-компаний
2012 год может стать крупнейшим по объемам IPO интернет-компаний с 1999 года, сообщает Bloomberg. Помимо социальной сети Facebook, IPO которой может стать крупнейшим среди всех интернет-компаний, на биржу намерены выйти еще как минимум 14 интернет-компаний.
Выход Facebook на биржу ожидается в середине 2012 года. Аналитики считают, что IPO Facebook превзойдет по объемам IPO компании Google. По оценкам экспертов, компания может быть оценена в $100 млрд и привлечь $10 млрд.
По прогнозу аналитиков Bloomberg, общий объем привлеченных интернет-компаниями в 2012 году средств может превысить $11 млрд. В этом случае 2012 год станет крупнейшим по объемам IPO интернет-компаний с 1999 года, когда объем размещений интернет-компаний составил $18,5 млрд.

вторник, 27 декабря 2011 г.

Юбилей Б.М.Бим-Бада, воспитателя и воспитуемого

28 декабря исполняется 70 лет выдающемуся педагогу, действительному члену (академику) Российской академии образования, доктору педагогических наук, профессору, создателю «Российского открытого университета», преобразованного позже в «Университет Российской академии образования».
Интервью с юбиляром: